Тамара Церетели запела романсы раньше Нани Брегвадзе

© photo: Sputnik / Перейти в фотобанкРепродукция картины "Жестокие романсы"
Репродукция картины Жестокие романсы - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik Грузия вспоминает родившуюся 14 августа 1900 года непревзойденную исполнительницу классического романса Тамару Церетели, которой принадлежит исключительная заслуга в сохранении этого музыкального жанра

Позвольте пожелать вам доброго утра, господа!

Простите за несколько напыщенное приветствие! Дело в том, что я предлагаю погрузиться в эпоху, когда подобное обращение было весьма в ходу.

Точнее, даже не в эпоху, а в ее отголоски. Потому как вежливое слово "господин" к тому времени крамольным не стало разве что в грузинском языке, а между двумя мирами разверзлась гигантская пропасть. Не только в идеологии – в стиле и образе жизни. Впрочем, отчаянно рискуя, кто-то все же пытался донести по шаткому мостику через эту пропасть отзвуки мелодий и слов безжалостно отсеченного слоя культуры.

"Тамару Церетели помнят сегодня лишь ретро-меломаны".

Не стану зацикливаться на авторстве, но цитата по-своему примечательна. Стилистически ее можно истолковать двояко. Принять за покровительственную иронию и равнодушно пожать плечами. Или усмотреть в ней сожаление и упрек современникам. Хотя я не соглашусь ни в одном, ни в другом случае.

В искусстве, особенно в музыке, и особенно в жанре романсов и песен исполнитель или автор нередко растворяются в своем детище. Мы их не помним, но при этом прекрасно знаем мелодию и слова. Может, имя несравненной исполнительницы культовых классических романсов Тамары Церетели действительно несколько подзабыто, однако вряд ли одни лишь ретро-меломаны помнят "Дорогой длинною", "Караван", "Отраду", "Калитку", "Мы только знакомы" и еще десятка с два-три других.

Если, как принято говорить, время сохранило их для нас, то под временем следует подразумевать конкретных жрецов этого жанра – язык не поворачивается сказать, "в числе которых", потому что она, скорее, "первая из их числа" – в лице Тамары Церетели.

Родившись в небольшом селе под Чиатура, маленькая княжна Церетели была обделена сословной роскошью, но получила в наследство взлелеянный многими поколениями благородный ген, а вслед за ним и отменное образование. На большую эстраду (знали бы вы, как меня коробит этот термин, но затрудняюсь подобрать другой) она пришла не из ресторанного шоу, а имея за плечами элитное учебное заведение Святой Нины в Кутаиси и успев поучиться на медицинском факультете Тбилисского университета и в Тбилисской консерватории.

Это важно, потому что в многоликом жанре романса очень легко сорваться на вульгарщину.

Начало карьеры молоденькой девушки пришлось на противоречивые послереволюционные годы. Вместе с композитором Борисом Прозоровским, раскрывшим ее талант и посвятившим ей свои лучшие творения, она переезжает в Москву. Пользуется там бешенным успехом.

Однако культура постепенно начинает обреченно трепетать в лапах идеологии. Прозоровского неоднократно подвергают гонениям, и он сравнительном молодым завершает жизнь в сталинских лагерях.

Тамару Церетели не трогают. Она продолжает петь. Рискну предположить, что "великий вождь всех времен и народов" безошибочно чуял, когда нужно, истинные таланты. Возможно, он отлично понимал двоякую сущность этого, условно говоря, "белогвардейского жанра". С одной стороны – тоска по прошлому, с другой – благородство, преданность высоким идеалам. Коварно манипулируя, одних он посылал на плаху, а другим аплодировал.

Меня с романсами Тамары Церетели (изначально в собственном исполнении) познакомил мой однокурсник по университету Гиичка Джорджадзе. Кстати, тоже княжеского рода. Он взял гитару даже на целину, где пел их среди казахских степей. Ушел от нас Гиичка очень молодым, оставив необыкновенно яркий и добрый след по себе. А я до сих пор ломаю голову, почему именно грузинам так дается классический романс? Быть может потому, что он особо востребован в социальных кругах, исповедующих ценности, стоящие вне национальности и конкретного языка. Они очень близки нам, носителям древней культуры.

Прошло немало лет с тех пор, как "белогвардейский жанр" утратил идеологическую окраску, перестав нести угрозу жизни. Грузинки, на мой вкус, по-прежнему поют романсы лучше всех. А с легендарной Нани Брегвадзе тут и вовсе не может сравниться никто!

Кстати, делавшая первые шаги, Нани удостоилась в свое время чести выступать на концерте, который Тамара Церетели почтила своим присутствием. Уверен, ей не могло не понравиться. Возможно, вспомнив собственную молодость, она даже испытала легкий укол ревности. Той светлой ревности, что помогает нам лучше распознать чужой талант…

Что же пожелать вам нынешним утром?

Молодым просто счастья. А кто постарше, представьте, будто

"Вам девятнадцать лет, у вас своя дорога,

Вам хочется смеяться и шутить…"

Доброго дня!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0