Доброе утро!
…В 1962 году Арбитражным судом Лиможа было вынесено решение, согласно которому указание "лиможский" допускается использовать для фарфоровых изделий, произведенных и декорированных в Лиможе…
Только не подумайте, что я вдруг круто изменил привычному стилю изложения нашей с вами колонки. Вместо понятной лексики, стал прибегать к громоздким оборотам типа "допускается использовать" или "лиможский" в Лиможе". Нет. Это выписка из Википедии. A туда она перекочевала из Бюллетеня Совета по конкуренции Министерства финансов и экономики Франции.
Часто юридическая стилистика позволяет поднаторевшим на ней стряпчим настолько заморочить голову и запутать суть дела, что ты сам начинаешь верить будто черное – это белое. В случае с Лиможем лично мне, конечно, переживать не о чем. Я ничего не фальсифицирую. У меня в доме вообще нет предметов из дорогущего лиможского фарфора. А чай я сейчас попиваю из чашки, на дне которой написано "Made in China".
Скандал не разразился, потому что это произошло в начале XVIII века. Красть и тогда уже считалось большим грехом. Но, надо полагать, только если у своих. У европейцев. В отношении остальных цивилизаций католическая церковь не просто умывала руки, но и вытягивала их повсюду, как щупальца.
Сегодня никем не отрицается тот факт, что главной задачей странствующих по свету миссионеров-иезуитов было не только обращение туземного населения в истинную веру, но и, как бы теперь сказали, промышленный шпионаж. Орден Иезуитов охотно брал на себя роль как бы работающего под прикрытием Центрального разведывательного управления.
305 лет назад 1 сентября 1712 года странствующий монах Франсуа Ксавье д'Антреколь отправил из китайского города Цзиндэчжэн во Францию письмо, в котором подробно изложил технологию производства фарфора. Через десять лет в следующем письме он дополнил свои наблюдения.
Благодаря личному обаянию и специальным навыкам Франсуа Ксавье установил дружеские контакты с нужными людьми. Он годами наблюдал и ненавязчиво выведывал информацию, сопоставлял и дополнял ее. Пожалуй, раскрыть технологию получения фарфора средневековому Зорге оказалось не намного проще, чем искусным китайским мастерам придумать ее.
Конечно, современным китайцам смешно и бессмысленно претендовать на символически причитающуюся им долю от мирового фарфорового производства. Как и от изрядной доли легкой промышленности, поскольку шелковые коконы тоже были когда-то похищены у них. Еще одно исконно китайское изобретение – порох… Да разве все перечислишь!..
По большому счету, что создано и придумано людьми, людям и принадлежит.
У развитых государств и сверхбогатых корпораций по этой части неоспоримые преимущества. Причем, при нынешних технологиях слежения что-то нагло воровать друг у друга, как мне кажется, слишком для них рискованно. Во всяком случае, в качестве свежих примеров промышленного шпионажа (не считая романов и фильмов) в открытом информационном пространстве перечисляются одни и те же единичные попытки. В основном, это обиженные на что-то бывшие сотрудники, разоблаченные самими же потенциальными покупателями.
Не исключено, конечно, что и те, кого облапошили, и те, кто этим воспользовался, предпочитают обходиться без лишнего шума и ничего не афишировать. С другой стороны, всегда существует возможность законно и по-дешевке приобрести перспективную идею у сравнительно небольшой фирмы, которая сама же готова охотно тебе ее продать.
Тут мы с вами рискуем незаметно увязнуть в обсуждении светлых и теневых сторон объективных рыночных законов. Между тем, мне представляется гораздо более важным и актуальным заострить внимание на другом: в Грузии до сих пор почти не охраняется интеллектуальная собственность. И мало кто всерьез этим озабочен.
Знакомые рассказывали, что если в американском университете студент даже в небольшом учебном эссе не сошлется на источник, его наказывают вплоть до исключения.
Ну а что промышленный шпионаж или, если более пристойно, промышленная разведка? Пожалуй, самый блестящий пример, помимо китайского фарфора и шелка, – это получение советской резидентурой американской технологии производства атомной бомбы. Об этой операции упоминал в своей на редкость увлекательной автобиографической книге бывший высокопоставленный сотрудник НКВД Павел Судоплатов.
Показательно, что в этом деле не применялись ни угрозы, ни шантаж или подкуп. Как сейчас выясняется, решающую роль сыграла личная позиция выдающихся ученых – разработчиков атомного оружия. Обладая аналитическим мышлением, они пришли к заключению, что равновесие на планете может быть обеспечено лишь при наличии ядерного паритета.
И хотя с тех пор вот уже почти три четверти века мир живет в тревожном ожидании, никто не посмел и никогда не посмеет перейти роковую черту…
Высочайшая общечеловеческая позиция! Величайшие умы!
Благодаря им мы получили счастливую возможность радостно и уверенно встречать каждый новый день.
Огромных вам удач сегодня!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.