Jesus Christe - суперзвезда, которая не расстается с нами

© photo: Sputnik / Валерий Мельников / Перейти в фотобанкПервый исполнитель заглавной роли в рок-опере Jesus Christe superstar Ян Гиллан
Первый исполнитель заглавной роли в рок-опере Jesus Christe superstar Ян Гиллан - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik Грузия вспоминает об ошеломляющем впечатлении, которое произвела на него в свое время рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос – суперзвезда"

Солнце припекает. Жара. Пыль.

Я – в деревню. На выходные. Ехать не хотелось, но как устоять перед напором дружеского гостеприимства. Знакомые построили дачу. Крохотную. Однако страшно гордятся – собственные дачи далеко не у многих. И вот по этой праведной причине я лениво тащусь от автобусной остановки ублажать их честолюбие.

В разгаре лето. А у меня в руках "Весна". Не время года – кассетный магнитофон. Один из первых и первый из более или менее доступных. Естественно, доступных по цене, а не по наличию на прилавках. Так что я тоже горжусь – сумел достать. Захватил с собой, чтобы не ударить лицом в грязь. К тому же, впереди почти целых два дня, которые надо чем-то занять.

Перед самым выходом из дому успел машинально забросить в сумку кассету. Ее раздобыл приятель. Магнитофона у него нет. У меня нет кассеты. Все по-честному: принес, чтобы вместе послушать. Не получилось. Он вспомнил, что назначил свидание и лихо умчался. Я хотел было взяться за дело в одиночку, но возникло странное ощущение, будто собираюсь что-то украсть или кому-то изменить.

Ощущение, наконец, прошло. Неужели я так быстро созрел и для воровства, и для измены?!

Останавливаюсь на обочине, вытаскиваю кассету. С любопытством верчу в руках. На наклейке по диагонали корявая надпись: Jesus Christ Superstar. Мне она ни о чем не говорит. Возможно, лишь о том, что название, вроде, Скандальное. Только нас с детства растили в духе атеизма. Впрочем, атеизм – это громко сказано: просто вне религии, будто ее никогда и не было. Так что, "суперстар" меня не задевает, не возмущает. Попросту интригует…

А дальше все два дня на даче мы только эту кассету и слушали. Запись была писанной-переписанной, одноканальной, затертой. И все равно исходящий от нее энергичный каскад звуков заставил с первого же аккорда захлебнуться от восторга. Мы вставляли кассету то одной стороной, то другой. Танцевали, поскольку ритм легко провоцировал движение тела. И так до бесконечности.

Возвращаясь домой воскресным вечером, я все темы уже помнил наизусть. Слов, понятно, не разобрал. Да слова меня тогда не особенно-то и интересовали.

Впоследствии я прочитал много мнений по поводу рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда". Кто-то писал о ее современном эмоциональном наполнении – сходные проблемы, люди, вместо апостолов, самокопание и поиски смысла жизни. Другие упирали на протест молодого поколения против укоренившихся в обществе штампов, включая религиозные. Деятели церкви были, в основном, возмущены. В особенности неканоническим толкованием библейских сюжетов и героев.

Мне же представляется, что и критики, и скептики, и оптимисты, главным образом, растерялись от неожиданности. Как от пощечины, которую залепили даже не тебе. Просто никто подобного не предполагал. Крайне нестандартная трактовка событий, переданных, словно предание, и дошедших до нас сквозь толстый слой времени. И пусть никто не говорит, будто знает, что правильней идолов.

Взять того же Иуду Искариота. Подан под совершенно необычным ракурсом одолеваемого мучительными сомнениями интеллигента. Необычно, но довольно убедительно. В либретто Тима Райса он превратился едва ли не в центральную фигуру. И ведь аргументированно не возразишь. Во всяком случае в современном реальном обществе подобный тип людей стал очень распространенным.

Вообще, образы отрицательных героев удаются современным авторам лучше, чем положительные. Получаются намного богаче, многообразней, насыщенней и интересней. Да и не только современным. Нельзя забывать, что это искусство. Сценарии и библейские притчи пишутся по различным законами и подчиняются разным правилам.

Но я, вообще-то, о другом. Восхищаясь или возмущаясь мюзиклом, мало кто упомянул о том, что столь значительным, я бы сказал, этапным явлением театральной жизни прошлого века эту рок-оперу сделала все-таки музыка. Талантливейший композитор-новатор Эндрю Ллойд Уэббер. Без хорошей музыки, будь то классическая опера или рок-опера, жанр теряет смысл.

Премьера состоялась в 1971 году на Бродвее. В нашей стране Jesus Christ Superstar, насколько я могу судить, и не поощряли, и особо не запрещали. Думается, те, кто обычно занимались подобными вопросами, так и не сумели прийти к единому мнению. Не договорились, как реагировать. С одной стороны, все очень походило на пародию, а тема как-никак религиозная. Значит, это следовало поддержать. С другой – опера и музыкальный альбом очень своеобразно развернули молодежь лицом к Библии и подняли интерес к религии. Это уже требовало немедленного запрета. Вот и получилось, что все застыло на золотой середине.

Когда видеомагнитофоны перестали быть в диковинку, мне удалось посмотреть и снятый чуть позже в Израиле фильм по мотивам мюзикла. Пустыня, песок, нещадно палящее солнце…

В памяти тут же всплыли летний зной, пыль, магнитофон "Весна"…

Я подумал, а ведь возможно, два этих дня, проведенных на даче у знакомых и до предела заполненных музыкой Уэббера, стали для меня одними из самых счастливых.

Желаю и вам побольше таких радостных дней!

Лента новостей
0