Почему Гринвич стал исходной точкой отсчета времени

© photo: Sputnik / Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкВид с фуникулера на реку Темзу в районе Северный Гринвич в Лондоне
Вид с фуникулера на реку Темзу в районе Северный Гринвич в Лондоне - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Spunik Грузия рассказывает о том, как после вековых мытарств человечество провело, наконец, "нулевой меридиан" через Гринвич и внедрило единую систему исчисления времени

Как вы считаете, прав тот, кто утверждает, будто в мире нет ничего дороже времени? Метафора, конечно. Но пунктуальность, надо полагать, не случайно стала синонимом уважения к окружающим и признаком хорошего тона. Часы, хронометр. Слова, невольно побуждающие к ответственности. Даже вселяющие робость – только бы не опоздать!

С другой стороны, смотря как ко всему этому отнестись. В формуле "торопиться не спеша" тоже заключен глубокий философский смысл. Ведь это категория настолько же точная, насколько и условная. Позволяющая с не меньшей категоричностью заявить: нет в мире ничего более относительного и более абстрактного, чем время…

Кто-нибудь задумывался над тем, что часы были изобретены гораздо раньше, чем люди научились грамотно время отсчитывать? Да, да! В том смысле, что еще сравнительно недавно, каких-то 120-130 лет назад, куранты на ратуше в каждом городе отбивали часы по-своему. Веками это никого особо не волновало. Десять минут туда, двадцать – сюда. Да пусть даже час! Какая разница, если идешь пешком или едешь на телеге?! Зато солнце в зените ровно в полдень!

По-видимому, первыми столкнулись с проблемой все-таки мореплаватели. Громадные расстояния, соответственно и расхождения огромные. Однако суда в море двигались медленно, в порты заходили редко. Так что, размеренно переключиться на местный отсчет не составляло труда.

Тем не менее, уже в средние века ведущие морские державы, такие, как Испания, Португалия, Англия, Франция, Италия пытались это дело как-то систематизировать, беря за точку отсчета какой-нибудь так называемый "нулевой меридиан". Все мы сегодня отлично знаем, что такое Гринвич, и только безнадежно необразованный человек может принять его за часовщика.

Однако большинство из нас наверняка не слыхало о положенных в основу морских карт 16-го века "нулевых меридианах" на острове Фуэртевентура, на Азорских островах и островах Зеленого мыса. Более древние карты использовали с этой целью остров Родос. А созванная по инициативе кардинала Ришелье в 1634 году в Париже конференция приняла за точку отсчета остров Ферро. Выдвигались идеи вести отсчет от пирамиды Хеопса, Иерусалима, Берингова пролива и т.д.

На суше вообще царил полнейший хаос, который немедленно дал о себе знать с появлением железных дорог. Помимо собственного, местного времени, принятого в городах, где останавливался поезд, действовало еще и время железнодорожной компании, а кое-где, например, в Париже, даже так называемое вокзальное время. Образно говоря, каждый отсчитывал его, как заблагорассудится, изредка корректируя на глаз по солнцу.

В результате пассажиру, путешествующему по Америке, скажем, из штата Мэн в Сан-Франциско, приходилось переводить стрелки около 20 раз, причем, не на пропорциональные отрезки. А в Германии вдоль рельсов были установлены специальные столбы, отмечающие минутные изменения. Зная вошедшую в легенды фанатичную пунктуальность немцев, я даже боюсь вообразить, сколько раз на протяжении всей поездки корректировали время на своих карманных часах самые педантичные из немецких граждан.

Таким образом, мы вплотную приблизились к главному событию дня. 13 октября 1884 года на международном географическом конгрессе в Вашингтоне 41 делегат из 25 стран проголосовал за то, чтобы утвердить в качестве "нулевого" "меридиан, проходящий через центр пассажного инструмента обсерватории в Гринвиче". Думаю, не столь важно понять, что такое этот пассажный инструмент, сколь разобраться, почему отдали предпочтение англичанам?

Нет, нет, не надо ехидных ухмылок! Аналогия с нашими днями совершенно неуместна. Споры, безусловно, велись. Особенно напирали французы с Парижским меридианом. Но не было ни лоббирования, ни давления. В конечном счете, кто-то в качестве главного аргумента подсчитал, что суммарная грузоподъемность коммерческих судов, уже использующих гринвичский меридиан, составляет в мире 72 процента! Как видите, действовали по-честному.

Меридиан, в отличие от экватора, линия произвольная. С научной точки зрения и в физическом смысле совершенно непринципиально, как его провели. Кстати, раз уж пришлось к слову, то популярная система ориентирования GPS, с которой синхронизированы все наши смартфоны, берет за начало отсчета долготы точку в 100 метрах от Гринвича.

Поэтому гораздо более важно, что на конгрессе были, наконец, утверждены и рекомендованы новые единые стандарты отсчета времени. С этого момента начинать отсчет суток следовало с полуночи, появились часовые пояса, для удобства рассчитанные таким образом, чтобы при их смене надо было переводить только часовую стрелку. Ну и так далее.

Измотанные многодневной дискуссией делегаты конференции, почти единогласно проголосовали даже за внедрение десятичной системы исчисления углов и времени. Без обсуждения.

Жаль, что не обсудили! Может быть тогда повели бы себя по отношению к данному пункту более последовательно и проявили больше требовательности. А нам бы не пришлось сегодня заниматься сложными вычислениями, когда дело доходит до минут и секунд. Просто бы манипулировали нулями.

Лишь одно не удалось делегатом вашингтонского конгресса – соединить воедино пространство и время. Такое оказалось под силу только старшине Голопупенко, отдавшему своему взводу команду: рыть канаву от столба и до вечера!

Только не примите всерьез! Это из анекдота.

А нам пора, взглянув на часы, окунуться в новый день по тбилисскому времени.

Всех вам благ!

Лента новостей
0