Не знаю, как у вас, а у меня слово "кадиллак" ассоциируется с чем-то очень представительным, роскошным, престижным, непременно принадлежащим к классу "люкс". Вслушайтесь в само звучание. Разве не напоминает оно своими округлыми переливами об изяществе, достоинстве, благородстве?
Думаю, правда, что изначально они исходили не от автомобиля. Антуан Ламо де Ла Мот-Кадильяк звали основавшего Детройт французского аристократа. Автомобильная марка получила название в его честь. Словно впитало изысканные манеры старушки-Франции, всегда служившие искушающим примером высокого стиля для молодой Америки и Канады.
Предложивший его основатель производства Генри Лиланд, конечно же, не прогадал. Как говорится, попал в точку. Бренд "кадиллак" не только самый старый из всех до нас дошедших. Он оказался столь удачным, что по сей день служит воплощением престижа для корпорации General Motors. Приобретя "кадиллак" в 1909 году, GM не осмелилась посягнуть ни на него, ни на заимствованную с родового герба де Ла Мот-Кадильяка эмблему автомобиля. А Лиланда попросила остаться управляющим и руководить компанией как своей.
Живи они не в Америке… Увы, в глазах предприимчивых американцев в легенду, естественно, превратился Форд.
Между тем, когда он, мягко говоря, покинул оказавшуюся на грани банкротства "Автомобильную компанию Детройта", спас ее именно Лиланд. Не финансами – откуда у него могли взяться такие деньги?! Поставил на ноги своими оригинальными техническими решениями.
Она практически сходна с выпущенным примерно через год Фордом А с 8-сильным мотором. Однако покинувший сборочный цех 16 октября 1902 года Кадиллак А был оснащен двигателем Лиланда мощностью в 10 лошадиных сил и имел неоспоримое преимущество в качестве.
Как видно, Генри Лиланд относился к категории людей, которые, будучи от рождения обделены роскошью, тем не менее, не считают ее излишеством. Если не для себя, то, во всяком случае, для других. Для Лиланда это всегда служило главной "фишкой". Основав в 1917 году новую компанию "Линкольн Моторс", он опять не изменил своим принципам. Элитарность остается главной приметой наиболее представительных моделей Линкольн и Кадиллак.
Примечательно, что один из самых популярных и известных "кадиллаков" носил название "эльдорадо", по аналогии с легендарным золотоносным городом. Признаюсь вам, увидев на фотографии любую из разновидностей Cadillac Eldorado, я бываю просто не в силах сдержать восторг. Один из лучших и красивейших авто своего времени. А не исключено, и всех времен. Между прочим, воспетый Элвисом Пресли в песне "Pink Cadillac" ("Розовый кадиллак").
Тем не менее, на фоне безупречной элегантности и роскошной отделки "кадиллаков" как-то несправедливо отодвинулось в тень их революционное техническое оснащение. А ведь по-другому и быть не могло. Генри Лиланд родился самородком универсальным. Бывший механик швейных машин, оружейник времен Гражданской войны, металлург и изобретатель, он не мог не стать пионером в автомобилестроении.
Единая электросистема, включающая стартер, зажигание и освещение. Первая бесшумная синхронизированная механическая коробка передач. Первый кондиционер. Первый дизайнерский кузов, цельнометаллическая крыша, ударопрочный триплекс… Все это "кадиллак".
Если же речь о Лиланде персонально, то чтобы оставить неизгладимый след в автомобильной истории, ему было вполне достаточно одной блестящей находки. Автомобиль как массовое транспортное средство не стал бы таким без нее. В 1907 году в Бруклине – в том, что недалеко от Лондона – Лиланд прямо на глазах у сотен зрителей-европейцев сотворил "чудо".
Механики разобрали 3 одинаковых автомобиля марки Cadillac, перемешали все части в одну кучу, а затем собрали заново. Машины безотказно завелись и проехали без поломок 800 километров. Это был первый пример полной взаимозаменяемости серийных деталей и демонстрация высочайшей культуры и точности производства.
Огромный салон. По размерам и обустройству целая гостиная в крохотной квартирке. Удобства несомненны. Техника на высоте. Но, скажу я вам, редкое, на мой вкус, уродство! Уверен, будь жив Генри Лиланд, он бы ни за что не пустил такого монстра в серию. Однако Лиланда давно нет, а монстры продаются.
Зарабатывающий почти столько же Дима Билан ездит на скромной Volvo S40. Константин Хабенский владеет Honda Accord, а Сергей Безруков – Volkswagen Golf. Зато некоторые исполнители второго ряда имеют в собственности и Ferrary, и Lamborginy, не говоря уже о "мерседесах", "ауди" и BMW.
То же самое в задающем тон Голливуде. У Леонардо ди Каприо – обычный "гибрид", из тех, которыми за последнее время наводнен Тбилиси – Toyota Prius. А Джордж Клуни и вовсе использует небольшой двухместный электрокар Tango T600.
Доброго вам дня!