Уверен, большинство читателей согласятся, что ничего невероятного не случилось. Не знаю, как для других, а лично для меня выборы и сейчас завершились безо всяких неожиданностей и разочарований. И хотя пока что объявлены лишь предварительные результаты выборных баталий, тенденция уже очевидна. И указывает она как раз на то, чего я ожидал. А именно: на убедительную победу правящей партии и крах оппозиционного фланга. Хотя, возможно, во второй части этой сентенции я ошибаюсь, и суммарный результат оппозиционных сил – это не крах, а победа….
Справедливости ради, хочу добавить, что убедительную победу правящей команды на этих выборах предполагало и большинство аналитиков. Подозреваю, что оппозиция заранее смирилась с подобным результатом. Остается впечатление, что перед выборами и непосредственно в день выборов бахвальство оппонентов правящей партии ставило целью лишь подбодрить своих избирателей и представителей в избирательной администрации.
Словом, по итогам экзитполов, проведенных по заказу двух независимых телекомпаний, и предварительным данным Центральной избирательной комиссии, можно смело сказать, что "Грузинская мечта", начиная с 2012 года, выигрывает уже пятые по счету выборы. Кстати, сакральная цифра не буду уточнять, для кого…
Читайте также: "Грузинская мечта" выиграла выборы в сакребуло по Грузии
Как известно, результаты выборов — это единство нескольких компонентов, и среди них – активность электората. Количество избирателей, пришедших на участки, очень часто является решающим фактором. В интересы правящей команды, как правило, входит низкая активность, при которой большинство пришедших на выборы избирателей – как раз ее сторонники, поскольку властям максимально удается мобилизовать свой электорат… Только не спрашивайте, как! Для этого существует множество средств – допустимых и недопустимых: начиная с финансовых и заканчивая административными ресурсами.
Не следует сбрасывать со счетов, что, в условиях зыбкой демократии, слабой экономики и тяжелого социального фона определенная часть электората просто боится политических потрясений. Это та категория избирателей, которая идет на выборы, отказываясь от изменений.
Короче говоря, чем больше в стране таких избирателей, тем больше, в случае низкой явки, вероятность победы правящей команды. А шансы успеха оппозиции растут при высокой активности. Эта простая данность подтвердилась и на сей раз. Очередей у избирательных участков никто не ожидал. И так и случилось – более половины избирателей на участки не явились! Почему? Причин много. У нас выборы в органы местного самоуправления никогда не отличались особым электоральным азартом. По сравнению с предыдущими аналогичными выборами, показатель активности улучшился незначительно. Но главная причина "прогула" избирателей состоит не в сути выборов, а в разочаровании, вызванным в обществе многолетней "деятельностью" политического спектра. Других причин тоже немало. И каждую из них, на мой взгляд, следует искать на самом политическом поле.
Как минимум, более двух десятков лет ни одна власть не сумела обеспечить безопасность государства и благосостояние граждан. Год от года, в период правления отдельных политических групп, положение становится все тяжелее для многих семей. Это глобальный вопрос, и рассуждения по его поводу заведут нас очень далеко.
Читайте также: ЦИК анонсировал второй тур выборов мэров в пяти районах Грузии
Хотя, если обратиться к прошлым парламентским выборам, далеко идти не придется – вызывающие нигилизм факторы следует искать в период, прошедший после них.
К слову, выборы показали, что протестные настроения в обществе не набрали критической массы. Тут также следует вспомнить, что осенью прошлого года в стране начался необратимый процесс политической раздробленности. Парламентские выборы тогда закончились нокаутом оппозиции. На то, чтобы выйти из шока, понадобилось время. С политической арены ушли как опытные политики, так и те, кто в политику пришел незадолго до выборов. "Холодные" и "горячие" умы "Национального движения" не сумели договориться по поводу поствыборной стратегии. Очередные революционные устремления Михаила Саакашвили, к тому времени политически уже почти обанкротившегося в Украине, в партии разделили не все. В результате политическая партия, которая в свои лучшие времена, в 2004-2010 годах, выиграла и "скроила под себя" все, что было можно, разделилась на две относительно равные части. Очень скоро также раскололся интеллектуальный клуб в лице "Республиканской партии".
В новой реальности по поводу плана действий не смогли определиться и партии, которые структурно и организационно выстояли, однако практически исчерпали ресурсы для существования. Еще задолго до выборов стало очевидно, что никто из оппозиционного фланга не сможет конкурировать с правящей силой, завоевать сердца избирателей и, главное, убедить электорат в своей победе.
Читайте также: NDI: однопартийная власть может стать вызовом для демократии в Грузии
Оппозиционный фланг после выборов прошлого года остался без лидера, и нынешние выборы должны были прояснить, кто на оппозиционном поле займет эту нишу. Большинство оппозиционных политических партий настроилось на борьбу за этот статус. И тут мы узнали, что вкусы оппозиционно настроенного электората остались прежними – "Национальное движение" идет на втором месте, отколовшаяся от него "Европейская Грузия" — на третьем. "Альянс патриотов" прочно сохраняет четвертую позицию, близко находится к избирательному барьеру "Демократическое движение". У других партий, в лучшем случае, прощупывается пульс…
Таков результат состязания оппозиционных партий, однако за избирательными цифрами читается отнюдь не только это. Важно не только кто выиграл, но и кто проиграл. И до чего же интересно, что в борьбе за должность тбилисского мэра партийного работника Заала Удумашвили опередил вышедший на второе место независимый кандидат Алеко Элисашвили. Так что предстоит еще о многом подумать и поговорить!