Его называют "индийским Чаплином". Так почему бы в день рождения нам с вами о нем не поговорить?!
В нескольких мегапопулярных фильмах герои Раджа Капура действительно очень смахивают на чаплиновского "маленького человечка". Видимо, чаплиновский штамп потому так легко и прижился. Его охотно тиражируют. Причем, не сомневаясь, что оказывают Капуру огромную услугу и делают ему великий комплимент.
Однако если придерживаться этой линии и пойти вглубь, будет, на мой взгляд, уместней сравнивать Раджа-художника с Гоголем или Чеховым. Естественно, привнеся в это сравнение необходимые коррективы. Даже обязательные поправки.
Давайте, положа руку на сердце, признаемся: даже смахивая с глаз невольно навернувшуюся слезу и злясь на себя за это, мы на индийское кино смотрим немного свысока. Не исключено, что зарубежные критики неосознанно переносят этот взгляд и на Раджа Капура. А он, по масштабам и глубине своего таланта, достоин и как актер, и как режиссер – как творец стоять на вершине мирового кинематографа.
Так что, к сравнению с Гоголем и Чеховым я прибегнул отнюдь не случайно. Прикрываясь сентиментальностью, как формой, Радж Капур доступно и просто доносил до многомиллионной, прежде всего, конечно, индийской аудитории темы острого социального и нравственного звучания. А порой и элитарные философские идеи. О смысле жизни. О любви. О ненависти. О назначении человека…
Признаюсь, я запомнил Раджа Капура по двум его фильмам, фантастически популярным в Тбилиси моего детства – "Бродяга" и "Господин 420". Песни из них почти ежедневно звучали по радио (телевидение делало лишь первые шаги). Их напевал почти весь город. Слова одной – навсегда врезались в память. Думаю, не мне одному.
"Авара я!".
На хинди "авара" означает бродягу. В грузинском это слово носило более криминальный оттенок – так иногда раньше в Тбилиси называли воров. Не берусь судить, насколько это связано с фильмом и что из чего вытекает, но песня "Авара" на продолжительное время стала настоящим гимном в блатной среде. Кстати, авторитетный в своем роде знак качества.
Еще, помню, меня наповал сразила информация: в Индии Радж Капур настолько популярен, что ему, вместо цифр, разрешили написать на автомобильном номере свое имя. Это сегодня у нас любой автовладелец может заплатить 5 тысяч лари и писать на нем, что взбредет в голову! Кроме ругательств. Охотников, к счастью, немного. Обнадеживает, что даже располагающие крупными суммами горожане предпочитают самоутверждаться иными способами.
Что касается Раджа Капура, поражаться, оказывается, следовало совсем не тому. Прежде всего, я и два этих фильма воспринял слишком однобоко и примитивно. Как обычно воспринимают индийское кино. Но как ни в коем случае нельзя воспринимать Раджа Капура. Суть в том, что в мировой клуб киногениев он вошел совсем другими своими лентами.
Я их вообще не смотрел, только читал. В прокате они потерпели сокрушительный крах, грозя полным банкротством частной студии Капура. Правда, он тут же бил кассовые рекорды очередной лентой – своей или со своим участием. Латал дыры бюджете и опять брался за свое.
Могло показаться, он играючи управляет процессом своей популярности и кассовыми сборами. Блестящий актер, режиссер и продюсер, он действительно тонко чувствовал, чего ждет и хочет зритель. Но не менее ясно осознавал, чего хочет добиться сам, к чему стремится. И что, как воздух, требуется большому индийскому кино. Которому он старался верно служить. И которое продвигал в ущерб популярности, даже не говоря о потерях материальных.
Он и знаменитый образ своего "бродяги" у Чаплина не заимствовал. Сотворил его сам и заставил полюбить миллионы зрителей задолго до того, как вообще впервые увидел чаплиновские фильмы. Верится с трудом? Но это Индия. Это другой мир. У него свои чаплины, гранты, оливье.
И у него Радж Капур, своим гением воплотивший в индийском кино все эти имена.
Доброго вам дня!