Нужен ли Тбилиси крематорий?

CC BY-SA 2.5 / Autumn Snake / 台車式火葬炉Гроб на въезде в кремационную печь
Гроб на въезде в кремационную печь - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik, размышляя о жизни и смерти, предлагает читателям достаточно неожиданную тему для дискуссии и задается вопросом, почему в Тбилиси нет крематория

Сколько минут человек в состоянии думать о собственной смерти? Пять, десять, двадцать? Днем о ней думается проще. Ну, если ты здоров, как бык, и в твои ближайшие планы такая экспедиция не входит, то думается даже с налетом сарказма.

Мир не заметит твоего ухода, так же, как и появления в нем. Радуются и горюют только самые близкие. И те, в чьих сердцах ты оставил себя хотя бы чуть-чуть. Мне нравится "закон вечности", открытый любимым мною Нодаром Думбадзе. О том, что душа человека во сто крат тяжелее тела.

"Она настолько тяжела, что один человек не в силах нести ее… И потому мы, люди, пока живы, должны стараться помочь друг другу, стараться обессмертить души друг друга: вы — мою, я — другого, другой — третьего, и так далее до бесконечности… Дабы смерть человека не обрекла нас на одиночество в жизни…".

Между тем, в своих экзистенциальных рассуждениях о небытии я плавно перехожу на вопрос, как именно можно было бы хоронить. Теоретически вариантов тут всего лишь два: быть погребенной и сожранной червями, либо сожженной и развеянной.

Не знаю, видимо, самые сильные детские впечатления еще во мне живы. Впервые я увидела, как человеческий прах развеивают над океаном, в фильме, снятом по роману Ирвина Шоу "Богач, бедняк". О кремации как таковой в Советском союзе еще не то, что не говорили, но даже не шептали. И, понятное дело, до поры до времени я даже не задавалась вопросом об этом выборе.

Задумалась я об этом пару лет назад, после смерти одного дорогого мне человека. У каждого из нас есть учителя, некие духовные поводыри. Они нам встречаются на каком-то этапе нашей жизни и благодаря личностным качествам становятся примером для подражания, неким нравственным мерилом. Вот такого человека не стало. К внезапности произошедшего добавлялось еще и то, что случилось это за пределами Грузии, на Украине, а человек настоятельно завещал предать свои останки грузинской земле. Оставался один выход — кремировать. Иного способа доставить тело из Украины в Грузию родные не нашли. Отправить груз 200, именно так в обиходе называют перевозку усопшего, самолетом, конечно можно, но, в том случае, если у тебя есть на то средства, а таких денег у близких людей не оказалось. В итоге, прах доставили в Тбилиси в специальном глиняном сосуде. Вот именно тогда у меня и произошел, как принято сегодня выражаться, разрыв шаблонов.

В голове, как в калейдоскопе, с меняющимися в движении фигурами, мелькали эпизоды из прошлого. Детство, отрочество, зрелость… Не сразу, но я стала понимать, что ровным счетом ничего не меняется со смертью. Человек не уходит, он остается со мной. И, какая, собственно, разница, какую форму принимает оболочка, когда душа ее уже покидает? Сжимается ли до размеров, позволяющих поместить ее в маленькую в коробку, или высыхает в своем последнем пристанище – гробу?

Время шло, и я все больше утверждалась в мысли о привлекательности, если можно так сказать, кремации. С альтернативным уходом из бренного мира примиряли очевидные "преимущества". Ну, во-первых, таким образом удовлетворяются романтической души порывы – быть развеянной, распасться на мельчайшие атомы мироздания. Во-вторых, наш маленький город уже и так перенаселен почившими в миру ином. На одном из самых старейших тбилисских кладбищ – Кукийском, не пройти, не протиснуться. Городская власть нашла выход – закрыла его. А вместе с ним и Верийское кладбище. Это означает, что новые могилы рыть на данной территории нельзя. Хоронить можно в фамильных могилах, где несколько лет назад были похоронены близкие тебе люди. Или брать место на новых кладбищах на окраинах города. А всего в столице 54 кладбища – и города мертвых растут и растут.

Думаю, каждый из нас сталкивался с грустной историей – спорами среди близких, где хоронить усопшего родственника. Вопрос в таких случаях нужно решать срочно, и если места в "фамильной могиле" не хватает, чтобы найти "хорошее место", включаются все возможные связи и люди бывают готовы выложить за это довольно большие деньги.

Так что тут возникает еще один аспект — финансовый. Дешевизна кремации очевидна стесненным в средствах близким и родственникам покойного.

К слову, в далекой Америке, где другой уровень жизни, похоронные услуги начинаются с двух тысяч долларов, а цена на кремацию – в два раза ниже — от одной тысячи долларов. В Британии похоронить традиционным способом стоит в среднем 1750 фунтов (2351 доллар), а кремация обходится в 890 фунтов (1196 долларов). В Великобритании, кстати, 70 процентов прибегают к кремации из-за проблемы доступности кладбищ. Кремация обходится дешевле, чем традиционное погребение, и у наших ближайших соседей. К слову, в России стоимость кремации составляет в среднем 6000 — 7000 рублей (120 долларов), в Украине цены начинаются от 2 тысяч гривен (74 доллара), в Беларуси кремация стоит 250 белорусских рублей (123 доллара)

Похоронные услуги во всем мире уже давно превратились в бизнес. Традиционное погребение, по самым скромным подсчетам, обходится в Грузии в 2 тысячи лари (760 долларов). А крематория в Тбилиси просто нет. Все попытки построить крематории в разные времена увенчались неудачей. Говорят, в советские времена такое здание было построено на кладбище Мухатгверди. Но печи туда так и не завезли, и здание обветшало и превратилось заброшенную подсобку.

К тому же, любая попытка внедрения альтернативной формы погребения упирается в контраргументы церкви. В Библии как такового запрета или осуждения кремации нет. Как говорят священники, они молятся о спасении души человека. А вот что с телом делать, вопрос сложный и деликатный, и считается не по-христиански предавать его огню. Вот и все объяснения, которые я слышала.

Как говорит художник и предприниматель Зура Экизашвили, который уже более 40 лет работает на кладбище Мухатгверди, у него на каком-то этапе была идея запустить кладбищенский крематорий. Но, подсчитав сумму, которая могла понадобиться для воплощения идеи в жизнь, он от нее отказался. Посчитал бизнес нерентабельным, поскольку не смог бы окупить затраты.

Нет в Грузии на данный момент спроса на данное предложение, объясняет Зураб Экизашвили. Хотя, с другой стороны, где тот грустный критический предел, который покажет, что строительство крематория может быть экономически рентабельно?

А я все равно убеждена, что крематорий в Тбилиси должен быть. А что думаете вы?

Лента новостей
0