09:30 29 Октября 2020
Прямой эфир
  • EUR3.7970
  • 100 RUB4.1230
  • USD3.2345
Колумнисты
Получить короткую ссылку
39830

Колумнист Sputnik Грузия вспоминает о любимце миллионов поклонников циркового искусства, кинозрителей и телезрителей, а также многочисленных своих друзей, коллег и близких, Юрии Владимировиче Никулине

Стыдно сознаться, но цирк я недолюбливаю. Хотя всегда любил Юрия Никулина, и в этом признаться не стыдно. Даже не любил – преклонялся. Знаю, сам Юрий Владимирович такое отношение к себе не поощрял и пресекал. Но поскольку он даже не подозревал о моем существовании, я мог себе это позволить.

Чем же мне досадил цирк? Попытаюсь объяснить. Отец мой в армии считался хорошим трубачом. Впоследствии, много лет проработав инженером, он, тем не менее, иногда по старой памяти подменял заболевших музыкантов – хобби, позитивно влиявшее на семейный бюджет. В том числе, играл и в оркестре Тбилисского цирка. Часто брал меня с собой. Даже на репетиции. Проводил, естественно, через служебный вход.

Сила искусства – в великом обмане; цирка, вдобавок – в праздничном блеске. А я малышом столкнулся с его изнанкой. И потом все больше убеждался, весь его блеск – мишура. Цирк – это адский, выматывающий и крайне опасный труд. Это даже не спорт с его пьянящим мигом победы. Это театр, где за торжественным парадом "Алле!" артист каждый день рискует жизнью. Где быть на пределе человеческих возможностей, точнее, за пределами – обычная повседневная работа. А зрителю достаточно просто купить билет…

Артисты театра комедии и клоунады Грим масса во время уличной акции Артмарш в Москве
© photo: Sputnik / Grigory Sisoev
Артисты театра комедии и клоунады "Грим масса" во время уличной акции "Артмарш" в Москве
Потому при виде цирковой арены меня охватывают угрызения совести. Это, пожалуй, единственное место, где становится до боли обидно, что все гениальное выглядит так просто. Так же просто, как, между прочим, и герой моего эссе Юрий Никулин. Из всех знаменитых людей лучше всех, на мой взгляд, воплотивший собой эту гениальную простоту.

Никулин даже на ковре появлялся фактически без грима, и в специфическом амплуа коверного я его, к счастью, не застал. Почему, к счастью? Да потому что цирк я недолюбливаю (но это уже без угрызений совести) еще и за то, что в нем зовут клоунадой. Словом, которое применительно к цирку я в большинстве случаев отождествляю лишь с одним из значений – издевательство и показуха. Хоть бейте, но мне не смешно, когда кого-то пинают ногой в зад и он растягивается на ковре! Ощущение, будто меня держат за полного идиота!

Юрий Никулин - народный артист РСФСР в клоунаде Бюрократ
© photo: Sputnik / Alexander Makarov
Юрий Никулин - народный артист РСФСР в клоунаде "Бюрократ"
Никулин – не коверный. Не шут. Не киноактер. И даже не клоун… Потому что он Клоун – великий персонаж загадочного мировосприятия. Чудом унаследованного нами от детства. Живущего в каждом из нас! И он этот Клоун всегда.

И на арене. Где по сути дела утвердил новое амплуа, щедро приправленное юмором и игрой мысли. Напоминающее манерой разве что бесстрашную сатиру знаменитых братьев Дуровых. Меньше всего ориентированное на заполнение неизбежных в цирковом представлении пауз.

И в фильмах. Даже в тех, где блестяще воплотил сложнейшие драматические роли. Кузьма Кузьмич Иорданов из киноповести "Когда деревья были большими". Военный журналист Василий Лопатин в "Двадцати днях без войны". В ленте, кстати, во всей полноте раскрылся драматический талант Людмилы Гурченко – тоже непревзойденной королевы комедийного жанра.

Народный артисты СССР Юрий Никулин в роли Лопатина и Людмила Гурченко в роли Ники в фильме Алексея Германа Двадцать дней без войны
© photo: Sputnik
Народный артисты СССР Юрий Никулин в роли Лопатина и Людмила Гурченко в роли Ники в фильме Алексея Германа "Двадцать дней без войны"
И на посту директора Цирка на Цветном бульваре, где проработал все последние годы. И в бытовых отношениях. В удивительной и совершенно неподдельной заботе о людях. О коллегах, друзьях, подчиненных. О семье. О близких.

Он Клоун во всем. Клоун, я бы сказал, в духе Федерико Феллини. Навеянный слегка рассеянным, но вдумчивым взглядом великого мастера. Возведенный им на нравственный пьедестал. Внешне, конечно, совсем другой. Но тот же. Как и мы.

Потому что все мы в этом мире, по большому счету, Клоуны. Чуть нелепые, наивные, незащищенные, легко ранимые, добрые, по-своему открытые. Возможно, сами не желающие этого признавать. Игрушки в руках судьбы, в сокровенных недрах души мнящие себя королями.

На экране Никулин настолько убедителен и прост, что лично у меня порой даже вызывает раздражение. Невольно начинаешь воспринимать его героя, как живого человека, затесавшегося в твою жизнь. Близко к сердцу принимаешь ошибки, которые он совершает. Потому как – это те же ошибки, что делаем и мы. Безусловно, в другом контексте. При других обстоятельствах. Но великий Клоун словно нас предупреждает – мы обречены совершать их снова и снова…

А. Миронов и Ю. Никулин на съемках фильма Бриллиантовая рука
© photo: Sputnik / РИА Новости
А. Миронов и Ю. Никулин на съемках фильма "Бриллиантовая рука"
Примечательный эпизод. Худсовет "Ленфильма", просмотрев первый отснятый материал фильма "Двадцать дней без войны", в панике потребовал заменить Юрия Никулина в роли майора Лопатина. Это, мол, не советский писатель, а какой-то алкаш, порочит идеологические устои! Узнав о такой реакции, автор повести и сценария Константин Симонов пришёл в ярость. Он был членом ЦК и орал на растерявшихся партийцев: "Это я придумал Лопатина, он из моей головы! Вы решайте, какой у вас будет Жданов. А мне оставьте Никулина…" Такой фигуре, как Симонов, никто возразить не посмел.

И в сокровищницу кино вошел один из лучших фильмов о войне. Где войны, собственно, нет.

Поразительно, что Юрий Никулин во всех своих ипостасях умудрялся оставаться Юрием Никулиным. Присмотритесь, как его характерные приметы пробиваются в, казалось бы, взаимоисключающих образах. И в Балбесе из знаменитой комедийной троицы. И в роли монаха Патрикея из "Андрея Рублева". И в солдате Некрасове из "Они сражались за Родину"…

Это все тот же феллиниевский Клоун, оказавшийся в различных жизненных обстоятельствах. И переживший неизбежную трансформацию, как и каждый из нас.

Юрий Никулин
© photo: Sputnik / Egorov
Юрий Никулин
Будь то шут, или герой… Не считая, конечно, того, что героем, в классическом понимании, Никулин никогда не был. Не мог быть по определению. Он бы и этот образ низвел до обычного человека. Который готов и переживать, и радоваться жизни. А подвиг воспринимает всего лишь, как долг. Гражданскую обязанность. Собственно, если из фильма "Бриллиантовая рука" выключить комедийную основу, так оно и получится.

А из жизни самого Юрия Владимировича Никулина ничего и выключать не придется. Потому что так оно и было на самом деле. И таким он навсегда запомнился и близким, и миллионам своих поклонников.

Великим Клоуном!

Доброго всем дня!

Теги:
Юрий Никулин


Главные темы

Орбита Sputnik