Социальная справедливость: "благородство" в криминальной обертке

© Sputnik / Alexander ImedashviliНищий на одной из тбилисских улиц
Нищий на одной из тбилисских улиц - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik Грузия рассуждает во Всемирный день социальной справедливости об этом довольно абстрактном понятии, иной раз выступающим серьезным тормозом на пути общественного прогресса

Все мы очень близко к сердцу воспринимаем социальную справедливость. Ратуем за нее. Возмущаемся, когда, по нашему мнению, ее нет.

Боремся. Голосуем. Протестуем. Добиваемся.

Между тем, это, пожалуй, одна из наиболее обтекаемых и расплывчатых ценностных категорий, известных человечеству. Мнение не мое – мысль сформулирована великими мыслителями прошлого. С которыми соглашаются и современные умы.

Тут существует тонкая градация. Просто справедливым назвать кого-то нетрудно – того же судью, государственного мужа, ученого мудреца. Если угодно – коллегу, соседа или школьного учителя. Причем, речь не только о людях. Всем нам хорошо знакомо, скажем, понятие справедливого наказания, справедливого возмездия. Как и справедливого поощрения.

Урок в школе - Sputnik Грузия
Стимул стать лучшим – ведущим учителям в Грузии увеличили зарплату

Однако социальную справедливость в эти сугубо материальные рамки не загонишь. Переместившись из сферы философии в общественную практику, она неизбежно подводит нас к утопическим принципам социальной организации общества. К социализму. Практические плоды которого многие из нас познали на личном опыте. Убедившись, что между верой во всеобщую справедливость и общественной практикой – дистанция огромного размера.

Во всяком случае, мне лично представляется исчерпывающей оценка, которую дал нобелевский лауреат в области экономики Ф. А. Хайек. Общий ее смысл — требование справедливости равнозначно прекращению развития, поскольку любые изменения приводят к выигрышу одних и проигрышу других.

Понятно, вопрос справедливого распределения становится актуальным, когда объем благ в обществе ограничен. Когда, как говорится, на всех не хватит. Или хуже – когда хватит лишь единицам. К сожалению, в подобных условиях этот принцип еще ни разу себя не оправдал. Во всяком случае, в масштабах минимально значимого для истории отрезка времени.

Кто-то возразит, а как же демократические государства с высоким уровнем общественного благосостояния? Ответ очевиден: мы имеем дело с результатом наращивания благ, а не их справедливого распределения…

Читайте также, почему Каладзе пришлось оправдываться из-за зарплат чиновников в Тбилиси >>>

Столь пространная преамбула мне понадобилась, чтобы подчеркнуть – вопреки всему сказанному, лозунг социальной справедливости не теряет своей актуальности. Вернее, искушающей привлекательности. Многие по-прежнему, как и десятилетия, столетия назад, готовы ради него идти на баррикады.

Казалось бы, странно. Однако в этом заключена заветная цель и мечта человечества. Не всего – а большей и, возможно, лучшей его части. Чем, надо сказать, бессовестно пользуется мировая и местная политическая элита. Могу компетентно подтвердить – на своем веку неоднократно становился тому свидетелем. И даже не только свидетелем.

Признаюсь, было время, сам внутренне ликовал и был готов высоко нести знамя борьбы за справедливость. Первый раз – в начале 1970-х. Тогда на волне известного постановления союзных партийных органов по Тбилисскому горкому к руководству в Грузии пришел Эдуард Шеварднадзе. С него началась бескомпромиссная борьба с частнособственническими инстинктами, как называли коррупцию. Измотанный социальными и бытовыми проблемами народ в массе своей ее поддержал. А завершилось все… банальной сменой элит.

Выигрыш одних и проигрыш других…

Нищенка с ребенком просит милостыню у крепости Нарикала - Sputnik Грузия
Как получить статус социально незащищенного в Грузии

Людей особенно возмущает, если они осознают, что ставка в игре делается их руками. На волне обретения социальной справедливости. Причем, конкретно им ничего не дающей. Потому что она и не может ничего дать в силу отсутствия каких бы то ни было конкретных критериев. А лозунг – на то он и лозунг! Хорошо еще, если поддавшись заразительному призыву, удалось обойтись без крови…

Вот почему как здравомыслящий гражданин я давно наложил самозапрет на некоторые свои ожидания. Справедливо рассудил – если в выигрыше вновь окажется тот, кто когда-то выиграл, не блистая талантами, а затем вдруг таким же бесталанным проиграл – это станет всего лишь новым витком перераспределения. Даже мести. Но никак не долгожданным изобилием.

Обремененный прошлым поучительным опытом, я теперь социальной справедливости предпочитаю социальную стабильность…

В этом смысле примечательна сегодняшняя дата – международная общественность отмечает Всемирный день социальной справедливости. Примечательна она во многих смыслах. Начнем с того, что, будучи единодушно признанной всеми государствами, она, безусловно, ставит перед собой благие цели.

Читайте также: Центр "Мэгобари" для помощи кавказским мигрантам открылся в Москве >>>

Но как при этом избежать общих мест и фраз? Как реально посеять в стонущем от несправедливости мире хотя бы отдельные элементы этой самой справедливости? Как и на таком уровне не отдать инициативу в руки недобросовестных политиков? Опасность совершенно невыдуманная.

Почему я подчеркиваю? Да потому что предложение об установлении Всемирного дня социальной справедливости озвучил в свое время в ООН президент Кыргызстана Курманбек Бакиев. Чтобы понять – придется открутить на несколько месяцев воображаемый видеоролик.

Начало февраля 2007 года. Президент Бакиев объявляет о слиянии должностей главы государства и правительства. То есть, о передаче всей исполнительной власти в собственные руки. 21 октября 2007 года. В стране формально проходит референдум по данному вопросу. 16 декабря 2007 года. На подтасованных парламентских выборах подавляющее большинство мест достается президентской партии "Ак-Жол", а у оппозиции нет ни одного мандата.

И вот, буквально через два дня – 18 декабря 2007 года Бакиев получает слово на сессии Генеральной ассамблеи ООН, где предлагает утвердить Всемирный день социальной справедливости?!

Высокогорное село Ушгули в Грузии. - Sputnik Грузия
Статус высокогорных получили еще 37 сел Грузии

По-видимому, нет особой нужды в комментариях. Разве что остается добавить: Курманбек Бакиев назначал на высокие должности своих братьев, сыновей и родственников, обирал бизнес, поддерживал связи с криминалом. Все это всплыло после революции и его смещения с президентского поста.

Правда, и тут справедливость восторжествовала лишь частично – осужденный кыргызским судом на 25 лет лишения свободы бывший президент получил укрытие в Беларуси. Приобрел недвижимость…

Хотя это, думаю, не повлияет на наше отношение к социальной справедливости как к принципу – научному, философскому, гражданскому. Когда она очищена от политических и криминальных наслоений.

Кстати, ни для кого не секрет, что в кругу порядочных и воспитанных людей – это естественная норма поведения, для соблюдения которой не требуется ни борьбы, ни особых усилий!

Доброго всем дня!

Лента новостей
0