Не только грузинки неотразимы в отражении времени и моды

© photo: Sputnik / Alexander Makarov / Перейти в фотобанкПоказ коллекции одежды весенне-летнего сезона журнала "Бурда моден"
Показ коллекции одежды весенне-летнего сезона журнала Бурда моден - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист Sputnik Грузия вспоминает о временах, когда женщины в Грузии проявляли чудеса изобретательности, чтобы выглядеть неотразимо, и это им удавалось

3 марта 1987 года произошло событие, оставившее щедрую борозду в сердцах грузинских и всех советских женщин.

Вижу, как вы с любопытством гадаете – что бы это могло быть? Увеличили продолжительность декретного отпуска? Прибавили молока за вредность? Наконец-то, развернули качественную линию отечественной косметики? – Нет, нет, нет!.. Все, что тут перечислено, хоть и важно, но не могло столь глубоко запасть в душу наших закаленных в сражениях с бытом женщин.

В этот день в Москве состоялась презентация журнала мод "Бурда" на русском языке. Неслыханно! Невероятно! Умопомрачительно!..

Представителям ныне доминирующих в обществе поколений, трудно понять, что это значило. К счастью, и не надо. Сегодня в Тбилиси в любом супермаркете, газетном киоске, у уличных торговцев прессой можно купить журнал, какой пожелаешь. Мужской, женский, кулинарный… Местный и иностранный. От глянцевого до блекло-серого. В зависимости от вкуса. Или от толщины кармана, ибо со вкусом у нас все ОК.

© photo: Sputnik / Alexander Makarov / Перейти в фотобанкМосквички с первым номером журнала "Бурда моден" на русском языке
Москвички с первым номером журнала Бурда моден на русском языке - Sputnik Грузия
Москвички с первым номером журнала "Бурда моден" на русском языке
Вообще, так и должно быть (с журналами – не с карманом). Однако было совсем не так. До марта 1987 года в киосках и по подписке в Советском Союзе можно было раздобыть "Работницу" и "Крестьянку". Как вы, наверное, поняли, я о том, что массово печаталось специально для женщин.

В некоторых республиках параллельно издавались аналоги на языках народов СССР. Направленность, понятно, оставалась той же. Национальная специфика робко заявляла о себе, как правило, лишь на уровне цвета волос, халатов и тюбетеек. Основной упор в духе времени, естественно, делался на морально-политическом облике советской женщины.

Не знаю, сколь искренне журналисты заполняли соответствующие разделы. Их вообще, подозреваю, мало кто читал. "Работницу" покупали не ради политпросвета. Благо для этой цели существовала куча других изданий во главе со всесильной, как сама партия, газетой "Правда". Которой, не будь идеологического фильтра, несомненно больше бы подошло название "Божественные ведомости".

Ну а "Работницу" покупали, чтобы жадно поискать глазами несколько познавательных рубрик, появлявшихся тогда на грани фола. То есть, с парочкой сильно устаревших, но сенсационных фактов из жизни зарубежных звезд. Кулинарными рецептами, отдельные ингредиенты которых при желании могли быть истолкованы как издержки буржуазного застолья.

И – о Господи – с выкройкой модного платья! Или блузки. Или чего-то еще. С эдакой драгоценной жемчужиной в море повального дефицита…

На днях мне случайно попалась на глаза одна из таких. Вникать я не стал. Чтобы понять, что к чему, потребовалось бы не только пространственное мышление, но и овладение азами высшей математики. Впрочем, надо отдать должное нашим женщинам – они были готовы к самообразовательному подвигу во имя красоты.

Как и к тому, чтобы часами разбираться с рецептами. Вы же помните нашумевший в свое время роман Владимира Орлова "Альтист Данилов". Черти там специально разрабатывали рецепты, внешне не вызывающие подозрений, но с парочкой порочных компонентов. Засылали их с небес на землю и пристраивали в разные журналы типа "Работницы". Но наших женщин не могли одолеть даже черти – они докапывались до ошибок. Продолжали покупать "Работницу". Благо в 1987-м номер стоил всего 25 копеек.

И вдруг "Бурда"! Да еще на понятном русском. Безо всякой контрабанды. Официально…

Города мира. Париж - Sputnik Грузия
Грузинские дизайнеры представили свои коллекции в Париже

Нет, вам этого точно не понять! Первый иностранный журнал (пусть только о моде) совершенно легально распространяемый в Советском Союзе. Это было политическим событием мирового масштаба. Думаете, преувеличиваю? Ничуть. Для убедительности сошлюсь на тогдашнего министра иностранных дел ФРГ Ганса-Дитриха Геншера. Говоря о владелице и редакторе Энне Бурда, он подчеркнул, что она "сделала больше, чем три дипломатические миссии до нее".

Правда, и после марта в киосках по-прежнему свободно купить можно было только "Работницу" и "Крестьянку", издававшиеся многомиллионными тиражами. А "Бурду" стали распределять в качестве поощрения через профсоюзы и общественные организации.

Номер, кстати, стоил 5 рублей – то есть, ровно в 20 раз дороже "Работницы"! Но что за мелочи на фоне таких фасонов, стиля! А главное, приложил выкройку к отрезу – и никакой тебе высшей математики. Проще некуда. Не случайно модницы готовы были заплатить не 5, а даже 50 рублей и больше! Использовать оригинальные выкройки, вшитые в номер, считалось варварством – с них рисовали копии. А сами журналы бережно передавались из рук в руки. Так что, первоначальный тираж в 100 тысяч экземпляров смело можно было умножить раз в 20-30.

К слову, супруга моя прекрасно умеет вязать. А вот шитьем никогда не увлекалась. Тем не менее, хорошо помню, как, скомбинировав несколько вкладок из разных номеров "Бурды", она сшила себе зимнее пальто. Стоило ей в нем появиться – все оглядывались.

Правда, признаюсь по секрету, все считают – вкус хорош не только у нее, но и у меня. Она прекрасно смотрелась и смотрится в любой одежде…

Когда я сегодня трезвыми глазами смотрю на продукцию издательского дома "Бурда", то понимаю, что дело тут не в ажиотаже. Энне Бурда несомненно была талантливейшим предпринимателем и своего рода художником, тонко чувствовавшим мир моды. Она удачно выбрала время — вышла на наш рынок, когда женщины в массе своей умели сами себя обслуживать. И делали это не только охотно, но и с удовольствием.

Энне Бурда прозорливо избрала для своего бизнеса не нечто завораживающее, а самый востребованный сегмент – нас с вами.

Приятного всем дня!

Лента новостей
0