Почему-то захотелось написать сегодня об Арчиле Гомиашвили. Об актере и бизнесмене. Именно так его официально и емко идентифицировали после вступления в относительно благообразную фазу своей неординарной жизни.
Дело даже не в формальном поводе, хотя 23 марта – день его рождения. Хронология в таких случаях, безусловно, важна, однако весьма условна. Круглые юбилеи чаще справляют не в привязке к датам, а когда свободен подходящий зал. Или так, чтобы это событие не накладывалось на другие. Не менее значительные.
А тут и юбилей не круглый. И зал не требуется. Только сам герой – во всем своем очаровании. Неотразимом или сомнительном? Судя по всему, те, кто хорошо его знали, до конца этот вопрос для себя так и не решили. Оставив открытым и другой: актер все-таки или бизнесмен?
Непросто отыскать в мире культуры столь же противоречивую личность. Нет, нет, не в плане творческих метаний! В смысле перепадов судьбы. Довольно-таки парадоксальной. Подтверждение? Сколько угодно.
Арчил Гомиашвили ненавидел роль Остапа Бендера, которую сыграл в фильме Леонида Гайдая. Но именно она сделала его невероятно популярным. И как раз этой ролью и обретенной благодаря ее исполнению славой, ему удалось распорядиться с максимальной отдачей. Создал в Москве клуб "Золотой Остап" и открыл при нем престижнейший ресторан.
Ресторан процветал. А Гомиашвили каждый раз доказывал, что деньги сами по себе его не интересуют. В одном из интервью сказал: "У меня нет тяги к обогащению. Знаете, что такое жадность? У тебя есть миллион, а тебе хочется еще один, еще… К счастью, я неподвластен этому недугу. Может быть, потому, что в отношении денег я самодостаточен".
Лицемерил? Возможно. Но, думаю, лишь отчасти. Ведь образ Бендера он воссоздал не только у Гайдая. Много лет, даже десятилетий, с большим успехом воплощал его на драматической сцене. В том числе, в собственной интерпретации. Это к тому, что Остап по складу был ему очень близок. А Бендер – не хапуга. Его, как и Гомиашвили, одолевал азарт. Точнее, одолевал Гомиашвили, как Бендера.
Кстати, Гайдай на эту роль пробовал весь актерский "бомонд" Советского Союза – от Евстигнеева и Миронова до Ширвиндта и Высоцкого. Но лучше всех вписался в образ обаятельного авантюриста Арчил Гомиашвили…
Вас интересуют другие обстоятельства, носившие его по волнам рока? Назову одно: русский язык в сочетании с грузинской ментальностью и небольшим акцентом. Если честно, подводил не столько акцент, сколько ментальность. Однако обо всем по порядку.
Парадокс в том, что изначально именно русский стал для семьи Гомиашвили социальным трамплином. Отец Арчила Михайловича, первым в своем селе недалеко от Чиатура, самостоятельно его выучил. И попал в восходящую волну – очутился в Школе красной профессуры в Москве. Потом работал в Донбассе председателем профсоюза угольщиков.
Карьера же и стала причиной, по которой его репрессировали. А Арчил вернулся в Тбилиси и оказался предоставлен сам себе. Возраст опасный. Едва не угодил в тюрьму. Поговаривали – даже отсидел небольшой срок. Выручила тяга к искусству. Стал учиться в художественном училище. Попал декоратором в театр имени Грибоедова. Благодаря Георгию Товстоногову приобщился к актерской профессии. Поступил в Школу-студию МХАТ в Москве. И…
И подрался в гостинице "Националь" из-за женщины. Сам по-мужски никому, конечно, не рассказывал, но, вроде бы, из-за красавицы Людмилы Целиковской. Драка переросла в массовую. Кому-то выбили глаз. Потерпевший указал на Гомиашвили, хотя сам Арчил Михайлович впоследствии это отрицал. Одним словом, пришлось в очередной раз возвращаться в Грузию…
С учетом темы эссе, вряд ли имеет смысл и дальше следовать за бурной биографией актера. Важно, что "грехи" накапливались, фиксировались. И на каком-то уровне вдруг начинали всплывать. Гомиашвили, к примеру, мечтал сыграть Штирлица в "Семнадцати мгновеньях весны". И даже планировал вступить в брак с режиссером Татьяной Лиозновой.
Сегодня в образе Исаева-Штирлица трудно представить кого-нибудь, кроме Вячеслава Тихонова. Так что, не важно, по какой причине кандидатуру Гомиашвили отклонили. Хотя выдержки из личного дела тоже вполне могли повлиять. В те времена при утверждении на подобную высоко патриотичную роль принимались во внимание любые мелочи.
Замечу – с учетом специфики эпохи, не зря. И вот почему. Фильм (сейчас бы его назвали сериалом) имел ошеломительный успех. При этом ни у кого не возникло ни малейших сомнений, что главный герой – реальный человек. Говорят, прослезившийся Леонид Ильич Брежнев распорядился немедленно его отыскать и представить к награде.
Естественно, ни полковника Исаева, ни его прототип обнаружить не удалось. В результате, орден Ленина вручили Тихонову. Теперь представьте, что было бы, если бы на его месте оказался Арчил Гомиашвили со своим неоднозначным прошлым…
Вот так и получилось, что массовый зритель знал Арчила Гомиашвили как актера одной роли. Между прочим, Остапа Бендера в фильме озвучил другой актер – это к разговору об акценте. Однако в Тбилиси акцента этого никто никогда не замечал. А образ экранного Бендера лично во мне, как и в самом Арчиле Михайловиче, оставил осадок некоторой, скажем так, неопределенности.
Потому что я знал Арчила Гомиашвили как исполнителя качественно иного, более высокого класса. И будучи мальчишкой, бывал по-настоящему счастлив, если удавалось достать билет на его спектакль в Тбилисском драматическом театре имени Грибоедова. Не побоюсь выглядеть субъективным – лучшем в те времена нестоличном (исключая Ленинград) театре Союза.
А пьесу Гибсона "Двое на качелях", где он играл вместе с неподражаемой Натальей Бурмистровой, мне даже удалось посмотреть три раза. Для меня это было, если не лучшее, то одно из лучших сценических воплощений данного произведения. И всегда аншлаг! Заласканные зрителем актеры.
Замечательная Наталья Бурмистрова неоднократно получала заманчивые предложения стать столичной звездой. Однако до конца сохранила преданность Грузии и родному театру, где проработала больше 50 лет.
А Гомиашвили в очередной раз покинул Тбилиси, отправившись навстречу судьбе. Бендеровский характер не дал ему усидеть на месте.
Добился ли он того, чего хотел и о чем мечтал?
Этот вопрос тоже остался открытым. Как, собственно, и многие другие…