Школа без учителя – нонсенс реформы по-грузински

© photo: Sputnik / Kirill Braga / Перейти в фотобанкДети на уроке в школе
Дети на уроке в школе - Sputnik Грузия
Подписаться
Колумнист "Sputnik-Грузия" пытается найти рациональное зерно и уловить смысл постоянного реформирования системы школьного образования в стране, но при всем старании никак не может докопаться до сути

Позвонил приятель. Со смехом стал рассказывать историю.

В гости к нему заглянул бывший однокурсник, и речь у них зашла о Наполеоне. Почему именно о нем – в данном случае неважно. Важно, что в разгар спора в комнату заскочила внучка и приятель просто к слову ее спросил: "Наполеона знаешь?".

Девочка уверенно ответила: "Конечно, знаю – торт!"…

Можно, конечно, счесть данную сценку за не особо удачный анекдот. Если бы это не было чистейшей правдой. И если бы дело касалось 5-летнего малыша, а не 13-летней школьницы. В каком она классе – точно сказать не могу. После многолетнего реформирования на расчеты потребуются время: надо ступень обучения и возраст подвести под годовой знаменатель.

После уроков в магазине игрушек. - Sputnik Грузия
Ранцы грузинских школьников станут легче

Спросите, причем здесь год? Притом, что исходная точка исчисления на моей памяти менялась не раз. То с "нулевым" классом – то без. То в общей сложности 10, то 11, то 12. То с семи лет, то с шести, а то и с детского сада, как обязательного дошкольного трамплина. Без которого ни-ни…

Одним словом, проще было, не вдаваясь в детали, продолжить эксперимент. Поэтому навестив в очередной раз сына, я аналогичный вопрос адресовал своему 14-летнему внуку.

— Наполеон – французский полководец и император, — выпалил он на одном дыхании, добавив для надежности: — Бонапарт.

Я облегченно вздохнул.

— В школе проходили?

— Пока еще нет. Это дальше по программе. В книге прочитал…

Букварь деда Эна - Sputnik Грузия
Какими будут школьные учебники в Грузии, решают всей страной

Я уважительно посмотрел на него и на свою невестку. Тут же рядом на книжной полке лежали изданные на грузинском языке Милош Кундера, Милорад Павич, Мишель Уэльбек и иже с ними. Из чего, думаю, можно справедливо заключить, что наша коллегия по переводам (или кто там теперь этим занимается) заслуживает наивысшего балла.

В отличие от системы образования. Которая, несмотря на бесконечно сменяющие друг друга реформы, к сожалению, оставляет желать много лучшего.

Чтобы не выглядеть ни голословным, ни многословным, и никого понапрасну не обидеть, приведу лишь один общеизвестный факт. В прошлом году по Грузии 15% абитуриентов не сумели одолеть минимальный уровень в ходе Единого государственного экзамена. То есть, с точки зрения моего поколения, оказались круглыми "двоечниками".

Как эти проценты смотрятся в живом воплощении?

В 2017 году к экзаменам было допущено 39 тысяч из 41,5 тысячи выпускников. Требования завышенными не назовешь. Так что, как ни крути, более 7 тысяч наших юношей и девушек почти впустую растратили 12 лет своей жизни. Вернее, на них впустую были истрачены силы и средства.

По признанию руководителя Национального центра экзаменов и оценок Майи Миминошвили, примерно также все обстояло и в предыдущему году. То есть, если список "срезавшихся" суммировать в длительной ретроспективе, начинает попахивать массовой неграмотностью.

Школа - Sputnik Грузия
Новый этап в развитии школьного образования: приоритеты правительства

Не будучи специалистом, воздержусь от того, чтобы оценивать учебные планы, программы, методики. Однако есть очевидные вещи, которые бросаются в глаза любому, кто способен более или менее последовательно мыслить.

Так, например, мы уже устали от постоянных ссылок на низкий уровень подготовки учителей. Обычно это явление пытаются объяснить мизерными окладами. Хотя, заметим, в Грузии зарплата у школьных педагогов, подтвердивших свою квалификацию, ничуть не ниже, чем в других сферах умственного труда. А вот о том, что в процессе перехода на либеральные рельсы у нас был ликвидирован единственный педагогический вуз с прочными традициями, никто почему-то говорить не желает.

Как мне кажется, предугадать конечный эффект подобного "реформирования" было нетрудно. Возникает впечатление, будто педагогика – плод великих умов человечества, корнями уходящая в глубь веков, вообще не вписывается в современную геополитическую концепцию страны! Одним словом, что образованные люди Грузии в общем-то не нужны.

Кстати, существует довольно известная теория о том, что избыток образованности создает предпосылки для проявления в обществе социального недовольства, протеста, для критики доминирующего порядка. Возможно. Однако не надо забывать, что без критического мышления, являющегося результатом хорошего образования, не может быть прогресса. Ни в технике, ни в экономике, ни при решении социальных и политических проблем.

Или мы не считаем нужным их решать? И сознательно поощряем отток перспективной, мыслящей молодежи из страны?

Мысль такая напрашивается, если бы только все министры образования Грузии в последние годы решительно не заявляли обратного. Ушедший в отставку прошлой осенью Александр Джеджелава уповал как раз на развитие критического мышления среди подростков. Обещал сделать школу местом, куда дети захотят ходить с радостью. Согласитесь, очень красивые слова!.. Однако цифры и проценты свидетельствуют об ином.

Единые национальные экзамены - Sputnik Грузия
Выпускные экзамены в школах Грузии пройдут по-новому

Беда еще и в том, что в ряде случаев действительно отрабатывается интересная методика. Готовятся кадры экспертов, затрачиваются крупные средства… А потом смотришь — поменялось руководство, и все начинается с голого места. В Грузии модно прослыть реформатором. Между тем, один из секретов успешной системы образования – в последовательности, преемственности, непрерывном накоплении знаний и опыта.

Есть и другой, объясняющий, почему школьные реформы у нас не работают. И никогда, поверьте, работать не будут. Он крайне прост: во всех преобразованиях центральное место отводится второстепенным техническим моментам – компьютерному оснащению, всевозможным менеджерам, методистам, экспертам и даже школьным полицейским.

Что само себе, возможно, и неплохо. Однако за этим теряется главная цель, суть и смысл процесса обучения – связка учитель-ученик. Если хотите профессор-студент, ибо в высшей школе происходят схожие процессы.

Чтобы убедиться, достаточно сравнить уровень полномочий и окладов педагогов с теми, кто должен, по идее, обеспечивать им комфортные условия для работы. И кто, восседая в больших и малых кабинетах, со всех сторон обложил учителя грозными инструкциями, камерами наблюдения и другими дорогостоящими средствами контроля. Заставляя его затравленно писать бесконечные отчеты, рапорты, докладные и не позволяя ему свободно вздохнуть.

Непрерывный, зачастую формальный поток директив в лучшем случае знаменует стремление менеджеров отработать свои высокие оклады. Но без главного звена и бумага утрачивает смысл. А компьютер может остаться лишь напичканной электроникой коробкой или игровой приставкой в руках ученика. Ибо только заинтересованный наставник способен научить его системно осмысливать информацию и адекватно оценивать жизнь.

По моему твердому убеждению, если главная фигура – учитель повязан по рукам и ногам, превращен в пустое место и реформированием обойден, проводить реформы вообще вряд ли имеет смысл…

Пора уяснить, что без пользующегося уважением и доверием педагога достойного и грамотного молодого поколения нам не воспитать!

© Sputnik / Maria TsimintiaСистема образования в Грузии
Система образования в Грузии  - Sputnik Грузия
Система образования в Грузии
Лента новостей
0