Александр Геловани
О последних событиях в Тбилиси уже написаны сотни страниц и сняты гигабайты видео. Не думаю, что есть смысл пересказывать их подробно, но для тех, кто не в курсе, вот краткое повествование того, что произошло.
Итак, в ночь с пятницы на субботу полиция провела спецоперацию в нескольких ночных клубах и прилегающих к ним территориях. Это было вполне ожидаемо после нескольких смертей молодых людей, которые, придя домой после ночи в клубах, умерли во сне. Тема распространения наркотиков всколыхнула всю страну и, естественно, была подхвачена прессой. Популярный оппозиционный телеканал “Рустави 2” даже провел контрольную закупку наркотиков через интернет. Кстати, “удачную” закупку, что было показано в соответствующем сюжете в прайм-тайм.
Потробности о ситуации в Тбилиси читайте в сюжете Sputnik >>>
Дальше стали звучать обвинения в адрес властей в том, что вся торговля наркотиками проходит с их ведома и под их контролем. Со стороны оппозиции даже прозвучали обвинения в адрес Беры Иванишвили, известного грузинского рэпера, сына основателя правящей партии “Грузинская Мечта” Бидзины Иванишвили. Все это происходило на фоне того, что сам Бидзина Иванишвили недавно вернулся в политику, лично возглавив свою партию. Его сына, Беру Иванишвили, обвинили в том, что ему принадлежит клуб “Бассиани”, одно из основных мест ночной жизни Тбилиси, причем, как говорят люди знающие, это клуб мирового уровня. Несмотря на то, что Бера Иванишвили предъявил доказательства того, что не имеет никакого отношения к клубу “Бассиани”, получилось, как в том анекдоте — вилки нашлись, но осадок остался. Кроме этого, вся эта кампания наносила удар и по идее “ночной экономики” мэра Тбилиси Кахи Каладзе — ведь известный в прошлом футболист во время своей избирательной кампании обещал сделать Тбилиси туристической Меккой ночной жизни и последовательно выполнял свои обещания.
Понятно, что в таких условиях спецоперация МВД была неизбежна. Задержав восемь наркоторговцев на территориях, прилегающих к клубам, полицейский спецназ ворвался в сами здания и, как водится, поставил к стенке всех посетителей. В итоге сотни молодых людей, разгоряченных алкоголем, а некоторые может быть и чем-то ещё, оказались на улице и не нашли ничего лучшего, как пойти митинговать на проспект Руставели.
Протест был артикулирован как протест против полицейского произвола. Имел ли место этот самый полицейский произвол на самом деле или существовал лишь в разгоряченных умах молодежи, сейчас будут разбираться в высоких кабинетах. Но факт остается фактом, полиция начала задерживать протестующих, арестовав более семидесяти человек, а наутро кадры задержания увидела вся страна. Прямо скажем, далеко не эстетичные кадры с применением насилия, матом и всем, что в таких случаях к этому прилагается.
Движение за легализацию наркотиков “Белый шум” вместе с политической партией “Гирчи”, которая также выступает за смягчение наркополитики и легализацию легких наркотиков, сразу же анонсировали акцию протеста. Позднее к ним присоединилась и Республиканская партия, которая после ухода из правящей коалиции позиционирует себя как партия левых прогрессистов, критикуя Грузинскую Православную Церковь, традиционализм и все, что считает анахронизмом в условиях современного общества.
"Белый шум" берет тайм-аут — акция у парламента приостанавливается на неделю >>
Достаточно неожиданно для многих акция собрала большое количество народа. В основном молодежь и креативный класс. Весь вечер и ночь с субботы на воскресенье проспект Руставели был во власти этой молодежи, которая, к слову сказать, вела себя вполне прилично. Акция протеста представляла собой интересный микс политического митинга и веселой дискотеки. Агрессии не было. Кстати, и полиция вела себя вполне достойно, хотя именно в адрес полиции с импровизированной сцены звучали весьма обидные, а часто и оскорбительные слова. Как водится дискотека завершилась под утро, уставшая молодежь разбрелась по домам, договорившись о встрече на том же месте — в тот же час.
Полиция, естественно, сразу же создала кордон, чтобы не допустить элементарного мордобоя. Сначала страшно не было, когда и с той, и с другой стороны народу было мало, ну и потом все это выглядело опереточным фарсом. Страшно стало к вечеру, когда к мероприятию, которое журналисты окрестили контракцией, присоединились ребята спортивного вида, которые пытались прорвать кордоны полиции и разобраться с участниками первой акции.
Полиции пришлось вызвать подкрепление в виде “робокопов” и машин для разгона. К счастью, применять их не пришлось. Вечером на проспекте появился министр внутренних дел Грузии Георгий Гахария, который извинился перед протестующими завсегдатаями ночных клубов за действия полиции, попросил их самих извиниться за некорректное поведение по отношению к сотрудникам правоохранительных органов и клятвенно пообещал наказать всех виновных. Участников "клубной акции" вывезли с места событий на желтых автобусах, ну а участники контракции, после разговора с тем же министром МВД и мэром города, пошумели и разошлись, пообещав вернуться. Вот, собственно, и вся история.
Понятно, что политических оценок данному событию будет вагон и маленькая тележка. Мы же разберем вот какой вопрос — что это было с социологической точки зрения. Действительно ли вчера на проспекте Руставели друг другу противостояли две Грузии — Грузия либеральная, модернистская, и Грузия традиционных ценностей? Многие поспешили назвать то, что происходило вчера, конфликтом отцов и детей. На мой взгляд, это совсем не так. И с той, и c другой стороны, в основном, была молодежь, и то, что среди либералов молодежи было больше, чем среди традиционалистов, ни о чем не говорит.
Тогда с чем мы имеем дело?
Для начала надо оговориться, что и традиционализм, и либерализм в Грузии имеет свои особенности, которые можно назвать постсоветским синдромом. Советский проект изначально был проектом модернистским, разрушающим все традиционные ценности и связи, причем разрушающим достаточно грубо, как путем идеологического воздействия, так и путем физического уничтожения ценностей и их носителей. Это уже потом, к концу тридцатых, а особенно в середине сороковых, советский проект трансформировался и стал опираться на определенные элементы традиционного уклада. Но и то весьма дозированно. Таким образом, за время от начала советского проекта и до его крушения в Грузии поменялось несколько поколений. Был выработан свой этический кодекс, который имел мало общего с традиционным грузинским дореволюционным укладом.
Что касается либерализма, в том виде, в котором он был представлен на акции, то тут тоже есть своя специфика. Эти ребята представляют собой микс традиций советского диссидентства и леволиберальных течений современного Запада. Имя Берни Сандерса на акции не звучало, но многое из того, что там говорилось, вполне могло бы быть сказано сенатором-демократом из Вермонта и его единомышленниками. Далеко не случайно у многих из тех, кто наблюдал за протестами, возникала ассоциация с событиями во Франции 1968 года, движением хиппи и так далее. Так что и тут желание принадлежать к определенному мировому тренду налицо.
Участники контракции встретили главу МВД скандированием слова "Стыд!" >>
Часто говорят, что и то и другое движение достаточно маргинально и не имеет в Грузии никакой поддержки со стороны населения. Ну или почти никакой. Это так и не так одновременно. Дело в том, что обыватель вообще аполитичен по умолчанию. Но вот этот самый обыватель, особенно молодой обыватель, смотрит телевизор и невольно становится на ту или иную сторону. Тем более, что поддерживать скучную власть и не менее скучную оппозицию людям просто уже не интересно.
И вот тут большую роль играет картинка и внушаемые мемы. Например, когда говорят, что со стороны либералов в протестах участвуют геи, лесбиянки, наркоманы, то обыватель начинает ненавидеть протестующих. С другой стороны, подавляющее большинство не готово поддержать насильственные действия по отношению к молодым людям, которые пусть даже с их точки зрения ведут не совсем праведный образ жизни. Вот и получается, что наш грузинский обыватель оказывается между сложным этическим выбором, по сути навязанным ему телевизионной картинкой.
Ну а то, что политики, решая свои сиюминутные задачи, используют чувства людей — старо как мир. Правда, мир меняется, а вместе с ним меняемся и все мы. Так что все логично и пока предсказуемо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции