Сегодня в грузинских школах началась учеба, ура! Поздравления всем мамам, папам, бабушкам, дедушкам, домашним животным и особенно соседям! Закупаемся валокордином, унимаем заранее дергающийся глаз и с оптимизмом смотрим в будущее, господа.
У наших школ есть тайные цели, о них никто не знает, я вам их раскрою по секрету.
Цель первая. И она благородная. Наверно. Там наверху умные люди собрались и решили, что быть сильным – это самое главное. И написали нашим детям по две-три книги на один предмет. Плюс тетрадь. Итого три книжки размером с альбом и тетрадь по литературе, к примеру, – и ваш ребенок —потенциальный студент училища олимпийского резерва по тяжелой атлетике. Нужны книга с текстами, потом книга с упражнениями, потом книга для дополнительного чтения и тетрадь, чтобы в ней писать задания.
Одной книги обычного книжного размера и обычной тетради бы не хватило, нет. Не будем же мы, как дураки, печатать книжки обычного размера – нам же надо, как в Америке: альбомы и там прямо маркерами заполнять. Правда, у нас не маркерами заполняются (что можно спокойно стереть без оттисков с ламината), а карандашами. А карандаши, вдавливаясь в бумагу, оставляют весь текст продавленным, хоть стирай ты потом цвет, хоть нет – получай книгу от прошлогоднего пользователя и читай спокойно вдавленные ответы. В прошлом году сыну книга по английскому перешла от какого-то Мераба, явно мальчика отличника. Потому все письменные английские задания мой сын сдавал просто на десятку. Лайфхак, однако.
Предметов в день примерно пять, и на предмет по две-три книги, плюс тетради и пеналы – рюкзак четвероклассника весит больше пяти килограммов. Мой сын — физически крепкий молодой человек десяти лет, он весит 65 кг при росте 167 см. Занимался кикбоксингом и вольной борьбой – носит свой груз и не жалуется. Но его одноклассники нормальной детской комплекции и веса ходят в школу с бабушками или мамами-папами, которые носят портфель, потому что дите, пока донесет этот мешок, уже устанет. Да и нашего часто возит отец – зимой, когда свитер, куртка, шапка и этот рейдовый рюкзак профессионального спецназовца, ребенка становится просто жалко.
Цель вторая. Смирение и повиновение. Они в жизни очень понадобятся, а выработать сложно. Вот школа и помогает. Педагоги тоже люди, они устают, и зарплата никакая. И дети сейчас сами знаете, какие бешеные. Не исключено кричать и странно наказывать. В позапрошлом году нескольким одноклассникам моего сына на лбу написали единицу за плохое поведение, оригинальное решение. Я сразу вспомнила "Джейн Эйр", где наказанием для Элен Бернс была "повязка неряхи". И дети ходили до конца учебного дня с этой цифрой на лбу.
Я сына предупредила – один взмах, толчок, нецензурное обращение или вот такая вот единица на лбу – ты звонишь мне, и мы едем разбираться на самый верх. Потому что когда мою сестру отличницу-пятиклассницу в 1986 году педагог стукнул линейкой по руке и оставил серьезный синяк, моя мама добилась, чтобы ее уволили. Звери должны жить в лесу, а не преподавать в школе. Смирение — важная штука в жизни.
Цель третья. Главное – громко заявить. Желательно в присутствии СМИ. А там как Бог на душу положит.
В первом классе сыну выдали компьютер. Слава Михеилу (Саакашвили — прим. ред.). И строго наказали родителям заработать на домашний интернет. И что? Ноутбук этот открывали раза четыре во втором классе, когда учили звуки народных инструментов. Больше им не пользовались и задания в нем не задавали. Стрелялки и все развлекательное сын смотрит на своем планшете. Главное, были написаны восхитительные статьи о том, что теперь каждый ребенок в нашей стране имеет собственный ноутбук.
Компьютеризация школ свершилась, сегодня видела счастливых первоклашек со знакомыми коробками в руках. Я раз в месяц вытираю с ноутбука пыль и жду, когда его уже надо будет сдать от греха подальше. Готовьте тряпочки для пыли, мамы.
Цель четвертая. Вялая подача – тоже подача. Привыкайте. Скука, однообразие и академичность – три главных кита современного образования. Преподаватели, как миссис Эрин Грювелл из фильма "Писатели свободы" и учитель Китинг из "Общество мертвых поэтов", будут встречаться очень редко.
Неординарность подхода и яркие занятия — это или голливудские фильмы, или хорошие платные школы. Готовьтесь, дети.
Цель пятая. Учиться можно везде. И на сеновале. И в бомбоубежище.
Если ты правда хочешь получать знания, если ты, как Ломоносов, готов в лаптях пешком прийти за книгой, то ничего страшного, если ты сидишь в классе с обсыпающейся побелкой, раздраконенным на куски паркетом, загаженными стенами и тусклым светом. Ты сюда знания пришел получать или эстетическое наслаждение от интерьера?
А "бытие определяет сознание" — это какие-то аристократы, наверно, сказали, это не для нас. Мы будем тянуться к свету в тужурках, шапках и опять без занавесок.
Конечно, не всегда и не везде так, но чаще так, увы…
Наше образование, как никогда, нуждается в потрясении. Необходим радикально новый подход к системе, иначе мы просто не успеем — дети сами все прогуглят. Одна из самых сложных и важных профессий в мире – учитель, и это понимают в большинстве стран мира, но мы пока только к этому идем.
Пусть бумажки показывают не цифры, а реальные знания детей. Пусть в программу наконец войдут важные в жизни вещи. Пусть стать педагогом будет мечтой многих мальчиков и девочек, и они будут такими педагогами, которых помнишь и через 20, и через 40 лет после школы.
Хочется только пожелать, чтобы задачей наших школ было не воспитывать обслуживающий персонал с минимальным английским и никакой математикой для иностранных инвесторов, а умных, здоровых и счастливых граждан своей страны с нескончаемым потенциалом.