Несмотря на относительную стабилизацию последних лет, российско-грузинские отношения не достигли и в обозримой перспективе не достигнут прежнего уровня. Более того, Грузия ищет возможность улучшить свои позиции в территориальном споре за счет сближения с ЕС, США и НАТО. Это, однако, не означает, что ситуация окончательно тупиковая.
Грузия – ЕС – Россия
События августа 2008 года продемонстрировали грузинским элитам, что Запад откровенно не собирается идти на острую конфронтацию с Россией ради решения грузинских проблем. Тбилиси готовы использовать для создания проблем России, но не более того – все последствия Грузии предоставляют возможность расхлебывать самостоятельно.
Кроме того, фактически провалилась ставка на экономическое сотрудничество с Западом. Альтернативы российскому рынку сбыта своей продукции (в первую очередь сельскохозяйственной), равно как и российскому рынку труда Грузия не имеет.
Таким образом, потребности экономики и многолетние политические, культурные и личные связи толкают Грузию к сближению с Россией. В то же время проблема утраченных территорией создает барьер на пути интеграции.
Следует исходить из того, что при всей ненормальности текущей ситуации она сохранится в течение длительного времени, а выход из кризиса возможен лишь постепенно и, очевидно, в рамках более широкого международного взаимодействия. Многое будет зависеть от развития отношений России с ЕС.
Москва – Берлин – Тбилиси
На сегодня Европейский союз вступил в эпоху нарастающих противоречий с Соединенными Штатами, которые также не могут быть преодолены в среднесрочной перспективе. Более того, Вашингтон откровенно начал работать на подрыв экономической мощи ЕС.
Астролог верит, что Зурабишвили улучшит отношения с Россией >>
Естественным союзником для Евросоюза в такой ситуации оказывается Россия.
Характерными штрихами нарождающейся новой политики ЕС является жесткий отказ Германии пересматривать свое отношение к "Северному потоку-2", несмотря на давление Вашингтона; заявленная Макроном идея создания общеевропейской армии как альтернативы НАТО и франко-германский проект реформирования Евросоюза для достижения его большей управляемости. Однако надо учитывать и тот момент, что европейские элиты не готовы к резкому разрыву с США, в ЕС идет серьезная борьба, как на общеевропейском уровне, так и в элитах отдельных стран. Поэтому вопрос российско-европейского партнерства далеко не решен.
Общая заинтересованность России и ЕС в недопущении инспирируемого США кризиса в Закавказье, а следовательно и в преодолении кризиса в российско-грузинских отношениях, стимулируют совместную работу Москвы, Берлина и Парижа с Тбилиси. Избрание бывшего французского дипломата, а при Саакашвили – министра иностранных дел Саломе Зурабишвили президентом Грузии позволяет оценивать перспективу такого трехстороннего сближения с осторожным оптимизмом.
Следует иметь в виду, что Зурабишвили давно находилась в оппозиции курсу Саакашвили, который все еще имеет в грузинском обществе чувствительную поддержку и пытается вернуться во власть, возможно, за счет организации нового цветного переворота. Таким образом, действующим грузинским властям также требуется поддержка ЕС для стабилизации положения в стране.
Тем не менее, не только ближайший год в российско-грузинских отношениях не будет легким, но и в перспективе ближайших пяти лет можно говорить лишь о возможности очень медленного и аккуратного восстановления отношений. Однако общая геополитическая ситуация диктует как Грузии движение к восстановлению связей с Россией, так и России поиск путей к преодолению кризиса в двусторонних отношениях с Грузией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.