Об одном из самых выдающихся царей Грузии Давиде IV Строителе существует немало легенд и сказаний.
В них четко проглядывает преклонение перед монархом, для которого, по мнению народа, не было непреодолимых препятствий. Более того, для подчиненных он был смертным со сверхъестественными возможностями, способный творить чудеса.
Одна такая легенда сохранилась и в связи со строительством Гелати.
По этому народному сказанию, Давид Строитель заложил фундамент одновременно трех церквей - в Гелати, Мартвили и Суджуна. Нечистый задумал помешать строительству Божьих домов и всякий раз, когда возводили стены храма, рушил их по ночам. Так что, никак не удавалось, оказывается, их построить выше фундамента.
Царь Давид решил во что бы то ни стало положить этому конец. Взял чан, наполнил его водой и поставил вблизи фундамента, а сам притаился поодаль.
Когда стемнело, появился нечистый и принялся за привычное дело – разрушать стены. Потом вдруг увидел чан с водой и подошел к нему. Давид воспользовался моментом, выскочил из укрытия и схватил его. Нечистый превратился в мула, но царь не растерялся – достал железную узду и оседлал нечистого.
Так вот, с того самого дня царь все время держал мула рядом. Давид садился на него и развозил камни на строительства храмов в Гелати, Мартвили и Суджуна.
Однажды на скале, по пути из Гелати в Мартвили, у мула лопнула сбруя. Царь, оказывается, спрыгнул из седла и собственноручно ее зашил. А на память приказал на том месте построить храм.
Этого храма сегодня уже нет, он был разрушен, но то место в народе по сей день называют "зашитой сбруей".
Говорят, тот мул служил Давиду и после возведения Гелатского монастыря. На плохой дороге, когда царь стегал его плетью, с такой силой ступал копытами, что всюду оставлял след. В Имерети на одной из скал и сегодня сохранилась метка, которую называют "следом мула" или "отпечатком нечистого".
Давид Строитель ухаживал за мулом лично, сам водил на водопой и пастбище, никому его не доверял – дескать, нечистый может обмануть и сбежать. Но однажды из-за крайней занятости Давид поручил конюху отвести мула на водопой, при этом предупредил – мол, не вздумай снять с него узду.
Конюх, оказывается, привел мула к ручью, а тот понюхал воду, поднял голову и начал лягаться. Конюх подумал, что бедному животному, наверное, мешает узда, и снял ее. Обрадованный нечистый прыгнул в ручей и исчез.
В строительство Гелатского монастыря царь Давид вложил много труда. С реки Цкалцитела он собственноручно поднял два огромных камня, которые находятся в стенах монастыря.
Когда Тбилиси был захвачен мусульманами, с Давидом Строителем приключилась странная история.
Из Гянджи к городу подошел большой караван, сопровождаемый множеством турок. Царь послал пятнадцать отборных слуг отогнать скотину от Лочини, чтобы животных не похитили турки, поставил в Авчала триста воинов, а сам, имея при себе одну саблю, в одиночку отправился в путь.
В одном месте остановился, спрыгнул с коня и принялся читать книгу. Да так увлекся этим занятием, что совершенно забыл обо всем.
Тем временем слуги гнали скот от Лочини, но их настигла сотня турок и завязался бой. Грузины сражались самоотверженно, однако пятнадцать пехотинцев не могли справиться с сотней наездников…
Давид, оказывается, услышал шум и сразу понял, что произошло. Было очевидно: пока он оповестит войско у Авчала, турки перебьют его слуг. Поэтому он сразу же оседлал коня и кинулся грузинам на помощь.
Он, словно орел, промчался над турками и сразил столько врагов, что "высвободил" коней для всех своих пятнадцати слуг. Последние же, завладев конями, бок о бок с царем сразились с врагом.
Говорят, в том бою сабля Давида настолько деформировалась, что он ее не смог положить в ножны…