Реставрационные работы в самом сердце Тбилиси, на площади Орбелиани, которую горожане упорно продолжают называть по старой памяти Колхозной, длились два года и, как оказалось, не зря. Этот кусочек Тбилиси теперь не узнать - из трущоб и улиц с обветшалыми зданиями он превратился в еще одну визитную карточку города.
Старый новый центр Тбилиси - площадь Орбелиани после реконструкции >>>
Из 20 отреставрированных зданий тринадцать - памятники истории.
Родом из прошлого
Сама история нового названия площади уходит корнями в прошлое. Территория, которая сегодня зовется площадью, принадлежала известным князьям Орбелиани. Царь Теймураз II пожаловал землю генералу Ревазу Орбелиани в XVIII веке. С тех пор на этом месте селились владетельные князья Орбелиани.
Недаром же президентскую резиденцию называют дворцом князей Орбелиани. Правда, особняк, как бы это правильнее выразиться, не натурально княжеский. И к этой фамилии имеет отношение косвенное. Историческому зданию такое название досталось скорее по наследству. На этом самом месте стоял и в самом деле особняк, который принадлежал Илико Орбелиани, младшему брату Григола Орбелиани.
В княжеском доме собиралась грузинская аристократия. На этих собраниях и теплых вечерах решалось будущее страны, обсуждалась культурная жизнь. Однако шло время. Княжеский дом старел и ветшал. Его построили заново на этом же месте в начале прошлого века, и после прихода в страну большевиков здание постигла та же участь, что и сотни других роскошных особняков. Здание национализировали. Но, тут нужно признать, ему повезло больше других. В коммунальное жилье его не превратили. В разные времена в нем размещались разные учреждения.
Тут же, недалеко от сегодняшней резиденции, в XIX веке стоял и дом Григола Орбелиани. Дворцом его называли по той самой причине, что раньше на этом месте было поселение, в котором жил Вахтанг Пятый. От собственных земель князья начали избавляться в XIX веке, когда к этому вынудило их экономическое положение.
Рай для автомобилиста
В день открытия преображенной площади, первое, что бросается в глаза, это отсутствие машин. Зато немного поодаль, прямо напротив президентского дворца, припаркованы ретро-автомобили. У каждого - водитель, тоже как будто вышедший на некоторое время из прошлого.
- Машины, которые тут стоят, помогают отправиться в путешествие во времени и прочувствовать атмосферу тех лет, - говорит президент автомобильной федерации Грузии, депутат городского совета Тбилиси Шалва Огбаидзе. - Маленькие улочки, аптеки, цветы, ну и машины, которые колесили по этим узким улочкам. Для меня как для автомобилиста, знаете, что самое главное? Мы с вами стоим на крыше самого большого паркинга в Тбилиси. Для автомобилиста это просто подземный рай!
На площади построена большая подземная стоянка - на 180 машин. По тбилисским меркам, она гигантская, в черте города таких огромных стоянок нет. Время от времени из подземной стоянки, как из ящика Пандоры, вылезают на поверхность модели ретро.
Вообще, в этот вечер я больше всего жалею, что человечество еще не научилось пользоваться благами клонирования. Мы бы, то есть много "я", запросто могли бы находиться одновременно в разных местах. По клону в каждой дислокации - в обновленных дворах, где после реставрации гирляндами развесили лампочки, в цветочных рядах, где плели красочные венки, у сцены, где после церемонии открытия и вступительных слов мэра города и поздравлений, начался большой концерт.
Красная конка
Помните дорогу от Александровского парка до цветочных рядов? Ту, по которой автобусы с Сухого моста выезжали к проспекту Бараташвили или поднимались по Пушкинской к площади Свободы? Так вот, забудьте, ее больше нет. Вместо нее - широкая, вымощенная плиткой пешеходная улица. Ее будто растянули в ширину, как резиновую.
Сначала не понимаю, откуда такой эффект. Позже осеняет догадка. У старого и ветхого здания, в котором располагались бесчисленные магазины, были замысловатые металлические козырьки на стилизованных под старину ножках. Они затемняли тротуар и занимали много места. Не знаю, с каких пор они там стояли, но их убрали. Тротуар оголили, подставив его под насмешливый взгляд горячего солнца. Спрятаться от него теперь можно разве что под козырьками ресторана сети "Мачахела", что расположился напротив. Над рестораном теперь большой отель.
Концептуально на этой стороне улицы мало что изменилось. Весь первый этаж торгового ряда, хоть и без замысловатых козырьков, состоит по-прежнему из бутиков. Только более европеизированных. Тут тебе и книжные развалы с продавцами, выброшенными машиной времени из предыдущего столетия, и кондитерские изделия с любезными продавщицами. Граница между тротуаром и проезжей частью стерта. Одним словом, не ходить тут больше железным коням. А раньше здесь еще и трамваи курсировали - о тех временах напоминает красная конка. Ее поставили в самом неожиданном месте - сразу после бывшей транспортной остановки, за поворотом, на углу.
Винный регламент
В этот вечер конку облепили импровизированные островки с грузинской продукцией. Вполне возможно, что реализация отечественной продукции в этом месте, с учетом того, что площадь представляет собой туристическую зону, в будущем станет традиционной.
- Нельзя фотографировать вино просто так, - говорит мне мужчина у ларька с бутылками вин.
- А как можно?
- Выпить, и потом, пожалуйста, снимать, сколько душе угодно, - продолжает он.
- Это обязательная программа?
- Это установленный мною регламент. Поверьте, у вас снимки будут после этого просто волшебными!
Пришлось действовать по регламенту.
Оказалось, мой собеседник - Шалва Мецховришвили, основатель сети "Виномания".
"О чем думает мужчина после вина?" - несколько лет, если помните, вопрошала голова отца мирового психоанализа Зигмунда Фрейда у входа в магазин на улице Котэ Абхази (бывшая Леселидзе). Теперь ломают голову над ответом на этот вопрос уже по другому адресу - "Виномания" пустила корни на улице Леонидзе.
Разговорившись, владелец винных библиотек жалуется на нехватку профессиональных кадров.
- Трудно найти надежных людей. Я вначале подумал, может, во мне дело, я плохой менеджер. Но это не совсем так. Профессионалов мало.
- Может, у вас требования завышенные?
- Мне нужны сомелье, которые разбираются в вине, но не пьют. Ценят женскую красоту, но не увлекаются. Разве это какие-то особенные требования?
- Вы этим правилам следуете?
- Я - нет, я директор. Мне можно нарушать табу, - смеется Шалва.
Цветочный эпизод
Винные ароматы на площади смешались самым органичным образом с цветочными. Вообще, цветочный рынок – это отдельная страница истории площади. Самые роскошные и редкие букеты цветов продавались в Тбилиси всегда именно на рынке в самом центре этой площади. На время реконструкции цветочный базар переместился на улицу Табукашвили и разместился вдоль сада с живописным фонтаном.
Как поведал один из владельцев цветочной лавки, в будущем цветочные ряды перекочуют на противоположную сторону и расквартируются вдоль здания, в котором в былые времена располагался комбинат бытового обслуживания, известный среди тбилисцев, как "Пиримзе".
- Мой отец лет, наверное, 40 торговал там цветами, - рассказывает продавец цветочной лавки. – Представляете, как давно существует наш цветочный рынок!? Там будут специальные лавки, приспособленные для торговли цветами. Говорят и о том, что на какое-то время нам предоставят место бесплатно, мы не будем за это ничего платить.
Между тем, дело идет к вечеру. По улицам гуляют барышни в шляпках, одетые по моде прошлого столетия. Цирюльники, щелкающие ножницами, часовщики, модистки. И дворники, которые подбирают остатки конфетти. В отреставрированных дворах на верандах пьют вино рабочие, празднующие окончание работы.
Со сцены, установленной на площади, льются "Мелодии Верийского квартала" в исполнении национального симфонического оркестра под руководством Николоза Рачвели. И все это вместе создает ощущение праздника. Такие вот внезапные выходные случились у города в середине недели.