Борьба за кахетинский трон: история братьев, ставших врагами

© Sputnik / Alexander ImedashviliТелави - дворец Ираклия Второго
Телави - дворец Ираклия Второго - Sputnik Грузия
Подписаться
Чтобы завладеть троном престарелого царя Кахети Александра Второго, братья Давид и Георгий стали бороться с друг другом, не дожидаясь смерти отца

Сам царь, который был прикован к постели, склонялся на сторону Георгия. Но сторонники старшего царевича Давида оказались сильнее, и младший – Георгий, решил бежать в Османскую империю.

Сторонники Давида испугались султана, бросились в ноги Георгию и попросили помириться с братом. Тот уступил и признал Давида царем.

Кольчуга и меч - Sputnik Грузия
Как обычные грузинские крестьяне стали дворянами - дар царя Свимона Первого

Неожиданно царь Александр встал на ноги. Но Давид не захотел уступать ему трон. Неукротимость старшего сына заставила отца отступить, Александр облачился в монашеские одежды и направился в Алавердский монастырь.

Давид нейтрализовал отца, но его противники стали донимать царевича Георгия – дескать, ты только прикажи, мы Давиду горло перережем, а тебя сделаем царем.

Георгий сначала отказывался – я, мол, на кресте брату поклялся, как же могу его предать?! Но враги Давида не унимались, привлекли на свою сторону влиятельного феодала Нугзара, князя Арагвинского, и обнадеженного могуществом последнего, Георгия склонили к мятежу против царя.

Не только в военных целях: удивительные легенды о грузинских крепостях >>>

… В тот день картлийский царь Георгий Десятый пригласил в Тбилиси кахетинских родственников – царя Давида и царевича Георгия. Братья прибыли, каждый со своей свитой. Несколько дней прошли в пиршестве и охоте. Когда визит закончился, к вечеру братья выехали из Тбилиси и последовали по кахетинской дороге. Давид со своей свитой ехал впереди, а Георгий и его сторонники мешкали, отставали.

Как оказалось, они готовились напасть на царя Давида - просто ждали, когда хорошенько стемнеет… Но свиту царевича незаметно покинул Барам Чолокашвили, который догнал царя и сообщил ему о замысле царевича. Царь Давид повернул назад и с вызовом сказал брату: ты, дескать, оказывается, собрался против меня поднять оружие, ну, вот он я, и, если ты мужик, претвори свое намерение.

Старая книга - Sputnik Грузия
Вожделенный реванш, или Почему Ираклий II продал царские драгоценности

Царевич Георгий смутился. Растерялась и его свита. Тогда царь Давид дал знак своей свите, и все заговорщики были взяты в плен.

Царь запер своего брата в торгвасскую тюрьму, а его сторонников бросили в чоетские застенки. Спустя несколько дней 12 из них были сброшены с крепостной стены, пять – обезглавлены, а остальные брошены в зловонные темницы.

Постриженный в монахи Александр находился в алавердском храме и горько оплакивал беды своей семьи. Давид чувствовал, что отец резко отрицательно воспринимал его действия и с нетерпением ждал смерти старца. Он опасался, что сторонники отца и брата свергнут его с трона. Царь зачастил в алавердский храм, но Александр избегал с ним встречи, и это еще больше убеждало Давида в верности подозрений о том, что отец готовил против него заговор.

Истинно грузинская месть, или Просто такая сильная любовь >>

По приказу взбесившегося царя, прямо у входа в храм был изрублен шашками очень близкий Александру человек. И разгневанный отец проклял сына страшным проклятием.

14 октября 1602 года царю Давиду неожиданно стало плохо, а 21 октября он скончался, не пробыв на престоле и четырех месяцев…

Теперь трон полагался сыну Давида, 13-летнему Теймуразу, но его дед снял монашескую рясу и вернулся на престол. Став снова царем, Александр освободил из тюрьмы царевича Георгия и вместе с ним начал управлять страной.

Кольчуга и меч - Sputnik Грузия
Улыбка перед лицом смерти - истории бесстрашия грузин

Вдова Давида Кетеван решила, что беды, приключившиеся при кахетинском дворе, ее детям – Теймуразу и Элене могли быть предвестниками большой опасности. Раз дед отобрал у внука "законный трон" и выпустил из тюрьмы Георгия, это означало, что старик Александр оставит престол младшему сыну. А последний, со своей стороны, постарается как-нибудь избавиться от своего племянника Теймураза.

Кетеван не знала в Кахети своих сторонников, кроме Каихосро Чолокашвили-Оманашвили. Мужественным человеком был Каихосро, симпатичным и рослым, талантливым полководцем и смелым воином, и в то же время – поэтом. Он был готов отдать жизнь за Кетеван и ее осиротевших детей. Но российский и персидский послы наперебой старались принять участие в судьбе Теймураза и Элене. Российскому послу Татищев и Иванов поручили подобрать в Грузии невесту для Бориса Годунова и жениха – для царевны. А Элене и Теймураз, как нельзя лучше, подходили для российского трона.

Незаурядная Грузия, или Чем мы можем гордиться – уникальные факты >>

Однако посол шаха Аббаса Махмад-Бег не унимался – дескать, Теймураза и его сестру я должен непременно увезти в Персию, поскольку шах желает усыновить Теймураза и жениться на Элене… В конце концов, Кетеван, не найдя другого выхода, и из страха перед свекром и деверем, отправила детей "в пасть ко льву". Она позвала Чолокашвили, под клятвой вверила ему обоих детей и отправила их с ним к шаху Аббасу…

Лента новостей
0