"Чем круче джип, тем дальше идти за трактором"
Народная примета
Разговоры о цвете ведутся с начала года. Впечатление такое, будто исключительно в него упирается реформа столичного таксопарка. Сколько было протестов, митингов, споров! Мэрия осталась непреклонна. И вот скоро месяц, как в столице действуют новые регуляции.
Спору нет – белые машины в южном городе выглядят эффектно. Хотя почему для такси именно белый – понять трудно. Разве что это отголосок невоплощенной мечты о престижной когда-то белой "Волге". "Восхищал" же нас в свое время неугомонный президент, носившийся с палитрой по городу и решавший, в какой цвет красить фасады домов.
У мэрии масштабы, похоже, поскромнее, да и в чем-то не лишенные эстетизма: салатно-фиалковые трафареты на фоне каменного склепа улиц действительно радуют глаз. Так и хочется призывно махнуть рукой, распахнуть дверцу, сесть, поехать…
В этом-то и суть, потому что, как говорится, хотеть не вредно. И принципиально вовсе нет то, какого цвета у нас такси. Вопрос в другом – услуга эта для всех или только для избранных? Это общественный транспорт или эксклюзивная роскошь? Считать можно по-разному и быть по-своему правым. Однако решать "поеду - не поеду", в любом случае есть выбор потенциального клиента, на которого услуга рассчитана. Или должна быть рассчитана.
Начну с признания – у меня с ней отношения сложные. Еще со времен, когда поймать такси в Тбилиси считалось редкостной удачей. Эта самая удача меня, как правило, обходила, точнее, объезжала стороной. "Частника" тормознуть было проще. Благо, неофициальным извозом подрабатывали все – и профессиональные шоферы на казенных авто, и люди, в силу социального статуса имевшие собственные машины, но не имевшие денег.
Статус, надо заметить, оплачивался в те годы скудно. Как-то меня даже подвез известный телеведущий, который всю дорогу старательно отворачивал лицо. Мог бы и не прятать, знай, что мне с раннего детства внушали: зарабатывать деньги трудом никогда не стыдно – стыдно их воровать.
"Частники" рыночным вкраплением забивали брешь, зиявшую в планово-директивной экономике. На формальную незаконность этого промысла даже милиция смотрела, в общем-то, сквозь пальцы. Порой посягая на часть прибыли, но в целом подсознательно понимая, что отводит более серьезную социальную проблему – транспортный коллапс.
С переходом на рыночные рельсы извоз перестал быть незаконным и превратился в одну из самых распространенных и доступных в Грузии форм самозанятости. Трудно счесть, сколько семей обязаны ему выживанием. Не говоря о том, что сама модель долгое время чудом избегала лицензирования и бюрократических формальностей и могла служить образцом подлинно свободных рыночных отношений.
Пусть даже такой своей гранью, как открытая конкуренция. Словно перенесенная из учебника по экономике, она обеспечила крайне низкие и доступные цены. Расценки на такси в Тбилиси (в среднем 60-70 центов на 3 км, то есть, как от госуниверситета до Площади Свободы) были адекватны Каиру и ниже, чем в Мумбаи, Джакарте, Бухаресте. В Риге, Минске, Стамбуле такая поездка обходилась почти в пять раз дороже. А, скажем, в Цюрихе (больше $25), Женеве (около $18), Токио ($16) стоимость проезда трех километров нам могла показаться заоблачной.
Не скрою, это немножко смущало. Я много раз наблюдал, как соседских детей родители по утрам отправляли в школу… на такси! С другой стороны, почему бы и нет?! Свободный рынок, пока его не опутают всевозможными регуляциями, сам объективно формирует цену. И тогда она, как правило, соответствует общей экономической ситуации. Уверен, будь у нас столь же справедливая конкуренция в других сферах, они бы стали намного доступней для основной массы граждан.
Было бы, конечно, приятно, если б Тбилиси по уровню жизни частично напоминал Цюрих. Но это, к сожалению, связано отнюдь не со стоимостью проезда на такси. Последовательность тут, скорее, обратная. Именно потому любое реформирование должно опираться на массу экономических и социальных факторов. Ну и само собой разумеется, идти на пользу делу и гражданам.
Любые аргументы в пользу реформы теряют смысл, если неверно выстроены приоритеты. Тогда, как считает руководитель Ассоциации транспорта и дорог Давид Месхишвили, это даже не реформа, поскольку под ней отсутствует научно-организационная база и нет системности. Это просто регуляции. Добавим, свидетельствующие в данном случае о желании некоторых управляющих структур любой ценой продемонстрировать свою авторитарную мобильность.
"Оштрафуем!" - Каладзе дал новое предупреждение таксистам >>>
Причем цена, как выясняется, немалая. Взять хотя бы постоянную давку в метро, поскольку пассажиропоток возрос с 360 до 450 тысяч человек в день. Мэрия обещает купить новый подвижной состав. Но ведь с этого-то и следовало начинать! Дополнительные автобусы тоже стали закупать с опозданием.
А стоимость проезда в самих такси подскочила настолько, что салатовые трафареты ("свободно") заметно превалируют над фиалковым ("занято"). Все, кроме "белизны", осталось как было, только на порядок дороже. И соседские дети, я смотрю, больше в школу на такси не ездят…
Кто же в выигрыше? Инициаторы реформы приводят несколько аргументов в ее пользу. Прежде всего, техническое состояние автомашин. Тут, конечно, трудно поспорить, если только не принять во внимание, что в регулярном техническом осмотре и обслуживании нуждаются все виды транспорта. Такси здесь не исключение. А вот о специфических требованиях – высокой квалификации водителей, хорошем знании ими города и т. д. никто вспомнить не удосужился.
Как и о таксометрах. Кстати, по соседству, в Ереване, вопрос давно решен. Машины там любых цветов, а оплата по километражу. Можно, конечно, оставить "чаевые", но это уже на совесть клиента. И никто не навязывает ему "качественный сервис" в лице белых такси, 30% которых, кстати, не смогли пройти техосмотр.
Люди не хотят садиться в неухоженную машину, уверяют авторы реформы. Вот и прекрасно: значит не сядут! В этом и состоит суть рынка и конкуренции. Зачем же прославляя рыночные ценности, что-то запрещать, провоцируя социальное недовольство? Такси, если кому-то угодно, можно покрасить в любой цвет, но при этом оставить за клиентом право самому решить, на чем поехать.
Иначе мы будем отброшены на четыре десятилетия назад в эпоху "развитого социализма" и "частников"-нелегалов. За которыми уже вынудили развернуть охоту экипажи тбилисских полицейских (будто нет других дел!).
Ну и, наконец, решающий фактор – социальный. Из-за регуляций и запретов около 20 тысяч (!) водителей – так считают эксперты – фактически потеряли работу. Причем, никто им ничего не предложил взамен. Ущемили административными рычагами, а выплывать бросили в пучину рынка – на собственный страх и риск. Такая вот двойная бухгалтерия…
Я понимаю, у самозанятых таксистов мало шансов тягаться с крупными транспортными компаниями. Как несомненно и то, что рано или поздно цена и качество в области извоза придут к согласию на совершенно ином уровне. Но если мы собираемся регулировать данный процесс, то прежде всего, максимально стараясь перевести его в эволюционное русло, решая попутно возникающие проблемы.
Нельзя же так грубо подрывать у людей веру в рынок? Бульдозером расчищать территорию под будущий небоскреб, который, еще не известно, когда и как будет построен?!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции