Одна из грузинских газет пересказала историю курьезную, но поучительную. Женщина в супермаркете встала к кассе расплачиваться. И тут молоденькая кассирша вдруг ни с того ни с сего громко произнесла фразу типа: "Русская стерва!". Этот пост вызвал в фейсбуке шквал откликов. Большинство попросту отказалось верить, заявив, что в Тбилиси подобное невозможно.
Изюминка - в продолжении. Оказалось, девушка за кассой адресовала слова подружке. Та должна была ее подменить, но задержалась. Подружку звали Русико, для близких – Руска. И фраза в оригинале звучала: "Ну и стерва же ты, Руска!"… То есть, это даже не подмена значений – просто плохо расслышали.
Со словосочетаниями "российский фактор" и "русский след" дело обстоит намного сложнее. Конечно, в сфере пропаганды, давно утратившей приличия, а порой и здравый смысл, лихие головы готовы ухватиться за все, что попадет под руку. Тем более, в политическом пространстве Грузии российский фактор присутствует, можно сказать, в избытке. Хотя бы потому, что не сыщешь сегодня партию, которая бы не обвиняла своих соперников в тайных связях с Россией.
На фоне предвыборной конкуренции, особенно с учетом трагической нехватки в ней креативно-интеллектуальной составляющей, этот фактор стал едва ли не козырным в межпартийных разборках. Но не только в них. Не менее эффектно можно бросать подобные обвинения в некое виртуальное пространство, никому их конкретно не адресуя. Аналитики даже подвели под этот стиль убедительное с их точки зрения обоснование. Они заведомо предупреждают: подтвердить вмешательство в выборы будет очень трудно. И грозят: вмешательство будет обязательно.
Аргумент с агитационной точки зрения безотказный. Дальше можно без опаски и доказательств писать и говорить обо всем, что угодно.
Например, пугать, что вот-вот на нас обрушатся со всех сторон массовые фейки и дезинформация. Как будто прежде их не было, и якобы это отличительная особенность пропагандистов исключительно одной отдельно взятой страны. Или еще – происходит скрытное финансирование извне ряда партий (каких конкретно – зависит от того, кто обвиняет).
Вот скажите, какая партия абсолютно честна с нами, сдавая отчеты об источниках финансирования? Очень занимательные списки публикуются, кстати, советую почитать.
А в прессе тем временем промелькнул термин "классическая российская цветная революция" - своего рода перифраз на тему "бархатной"…
При этом, похоже, мало кто, помимо отдельных экспертов, понимает, что расчет на традиционную приверженность грузинского избирателя к всевозможным мифам постепенно теряет смысл.
Ясно, что вне зависимости от чьей-то воли и желания, российский фактор не может не присутствовать в жизни грузинского общества. Как, собственно, и грузинский – в жизни российского. Мы почти два столетия жили в одном государстве. Культурные и родовые корни простираются в обе стороны и тесно переплетены.
Оппозиция в Грузии не устает называть российским олигархом основателя "Грузинской мечты" Бидзину Иванишвили, имея в виду происхождение капиталов лидера правящей партии.
Но и важная часть жизни, например, председателя наиболее радикальной прозападной партии – "Единого национального движения" Григола Вашадзе органически была связана с Москвой и Россией, и никуда ему от этого не деться.
Что касается самой России, не будем забывать, что понятие "россияне" включает и этнических грузин, живущих, скажем, в Москве или Пскове. Многие из них имеют второе, грузинское гражданство и, соответственно, право голосовать на выборах.
Да и в целом, надо заметить, большинство грузин в России – а их около миллиона – не теряют кровной связи с родиной и принимают заинтересованное участие в ее судьбе и судьбах своих близких. Это один из наиболее очевидных и не исключено, самых неоспоримых российских факторов в нашей повседневной жизни.
Юмор спасает: самые яркие предвыборные мемы в Грузии >>>
А вот русский след – финансовый, политический, доказать после скандальных деклараций крайне затруднительно.
Вот недавно, словно болид в темном небе, вспыхнул скандальный "след", касающийся незаконного финансирования "Альянса патриотов". Однако погас, уткнувшись в непонятную копию с фрагмента какого-то выполненного на компьютере безымянного бланка. Сумма была, конечно, проставлена внушительная. Однако по четкости очертаний след не идет ни в какое сравнение, скажем, с сотнями тысяч долларов, реально выделенными на днях Госдепом США. Они направлены на дополнительное финансирование пропаганды преимуществ американского образа жизни в грузинских регионах.
Ничего не имею против истинных западных ценностей, но любые оценки приобретают силу, когда выдержан баланс. Вне конкуренции тут, безусловно, посол США Келли Дегнан. Беспрецедентный в дипломатической практике "завтрак", организованный ею в здании посольства, завершился поправками в грузинскую Конституцию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции