Инновационные техники
Галерея "Триумф" расположена буквально в ста метрах от Красной площади. Для любого художника выставить свои работы в таком месте – очень почетно.
В экспозиции представлены работы десяти грузинских живописцев, скульпторов, инсталляторов и творцов актуальных арт-объектов. Многие из них уже знакомы московской публике, в российской столице есть почитатели их талантов.
"У каждого из художников есть какое-то свое мировоззрение, своя техника, - рассказывает со-куратор выставки Рия Кебурия, чей фонд Ria Keburia Foundation пригласил авторов в Россию. - В 90-е годы практически все они уехали из Грузии. Им пришлось это сделать, потому что время было очень тяжелое. За границей грузинские художники научились различным инновационным техникам. И в какой-то момент, уже в 2000-е годы, они вернулись и начали показывать свое творчество в ином свете, в иной технике".
Увлекательное путешествие
Действительно, художники работают в разных творческих манерах. Едва войдя в галерею, всякий посетитель замирает, наткнувшись на работу Левана Челидзе, посвященную женской красоте. Полотно изображает обнаженных красавиц, и гости галереи радостно делают селфи на таком живописном фоне. Напротив расположилась загадочная инсталляция Левана Миндиашвили, разглядывать которую можно часами.
Выставка проходит на двух этажах галереи. И вот, спустившись этажом ниже, посетитель может услышать таинственные звуки монотонной колдовской музыки. Это медитативная инсталляция Луки Лазара "Двигающиеся кадры: эфемерные трансформации". На экране маршируют военные, а их марш сменяется "Танцем маленьких лебедей". Несомненно, это прощание с советским прошлым.
А вот работа Тамары Квеситадзе представляет собой деревянный ящик. Но он – отнюдь не прост. В крышке этого ящика выпилены фигурные отверстия, сам он подсвечен изнутри. И если всмотреться, то можно увидеть силуэты голых людей, в отношении которых создается полноценная иллюзия движения. Работа называется "В любом направлении".
Но самое удивительное подстерегает за углом подвального этажа. Беспечный посетитель переходит в другой зал и вдруг замирает. Потому что из стены растут разноцветные щупальца! Примерно, как в киноэпопее "Чужой". Не надо пугаться. Это – часть масштабной инсталляции Уты Бекая "Здесь – так далеко". Впрочем, приглядевшись, зритель понимает, что это все-таки не щупальца. Это корни, которые, как признают художники, соединяют их с родной землей.
Свежесть и ренессанс
"После кризиса всегда происходит возрождение, - рассказала нам директор тбилисской галереи Erti Тамуна Аршба. - Начинается новая волна. Художественную атмосферу Грузии сейчас можно охарактеризовать как свежую, очень необычную. У каждого художника - своя идентичность, свое понимание этого мира. Поэтому цель этой выставки – показать, что происходит сегодня в мире искусств Грузии, обозначить актуальные тенденции, все новые работы и направления".
Экспозиция неспроста называется "Живя здесь, ты был бы дома".
"Это была моя идея – создать уютную атмосферу, - говорит Рия Кебурия. - Сама я выросла в Москве. И при этом я – грузинка. Но я чувствую себя здесь дома. И я поняла, каким должно быть название такой уютной выставки. Это маленькая Грузия в большой Москве".