Обзор прессы: "Рука Кремля", аутсайдеры в политике и новый президент Грузии"

Подписаться
Грузинские газеты анализируют предполагаемые изменения во внутриполитическом раскладе в стране после президентских выборов и пытаются предсказать, какими будут предстоящие в будущем году местные выборы. В числе основных тем - отношения с Россией, от ее роли в "революции роз" до будущих грузино-российских отношений с учетом ухода Михаила Саакашвили.

ТБИЛИСИ, 2 ноя - Новости-Грузия.  Грузинские газеты анализируют предполагаемые изменения во внутриполитическом раскладе в стране после президентских выборов и пытаются предсказать, какими будут предстоящие в будущем году местные выборы. В числе основных тем - отношения с Россией, от ее роли в "революции роз" до будущих грузино-российских отношений с учетом ухода Михаила Саакашвили.

АЛИЯ: "Давид Тевзадзе говорит, что был звонок с Генштаба России..."

Бывший пресс-секретарь бывшего главы Аджарской автономии Аслана Абашидзе Тамаз Бакуридзе утверждает, что "революцию роз" в Грузии в 2003 году финансировала и заказала Москва. Бакуридзе рассказывает, что в 2001-2004 годах, будучи пресс-секретарем Аслана Абашидзе, он постоянно сопровождал его на встречах в Батуми или во время иностранных визитов. В тот период Абашидзе неоднократно посещал Москву, где провел много встреч с высокопоставленными российскими чиновниками – с бывшим и действующим министрами обороны Павлом Грачевым и Сергеем Ивановым, мэром Москвы Лужковым; а в Батуми, на российской военной базе, Абашидзе встречался с секретарем Совета безопасности Сергеем Шойгу и Сергеем Ивановым и т.д. Абашидзе также проводил визиты в США.  На основе впечатлений от этих встреч Бакуридзе утверждает, что "главным финансистом и заказчиком "революции роз" была Москва".

По словам Бакуридзе, Вашингтон тоже был в курсе дел, но основные вопросы решались в Москве.

"Сценарий, 90% которого составили в Кремле, был заранее написан и рассчитан, и финансирование оттуда шло, - заявил он в интервью газете "Алиа". – Определенная группа российских властей, особенно та группа, которая частично была ориентирована на Запад, внесла очень большой вклад в осуществление "революции роз" и уход Шеварднадзе".

Бакуридзе говорит, что тогда из трех оппозиционных лидеров – Михаила Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зураба Жвания,  Москва и Вашингтон переговоры вели только со Жвания. Вашингтон активнее включился в процессы, когда ситуация уже приняла революционный характер, и тогда они сделали ставку на Михаила Саакашвили. Бакуридзе также утверждает, что, согласно договоренности, если власть получали названные три оппозиционных лидера, тогда и Россия должна была что-либо получить, и этим "что-либо" были Абхазия и Цхинвали, и, в конечном итоге, Москва действительно получила их. "Саакашвили русским обещал, что окончательно сдаст им Абхазию и Цхинвали, это все было результатом большой сделки", - считает Бакуридзе.

"РЕЗОНАНСИ": "Кто оставит грузинскую политическую сцену"

Несмотря на весьма низкие показатели, показанные на президентских выборах, многие политики и партии постараются остаться в политике, считают грузинские политологи.

Эксперт Гия Нодия говорит, что для многих грузинских политиков участие в политических процессах стало чем-то вроде работы, службы. Если они достигают какого-то определенного уровня и становятся узнаваемыми, потом им психологически трудно уходить в другую сферу, тем более, что многие из них и не владеют навыками, необходимыми для другой работы.

Например, на президентских выборах в минувшее воскресенье Нино Бурджанадзе получила около 10% голосов, что можно считать хорошим показателем для нее и ожидать дальнейшей ее активности в политике.

Но, также не стоит предполагать, что из политики уйдут, например, Георгий Таргамадзе или Шалва Нателашвили, несмотря на то, что они на этих выборах получили менее 3%.

Такие политики продолжают деятельность в надежде, что в будущем еще появится какой-нибудь шанс, например, войдут в коалицию с кем-то и станут депутатами хотя бы на один срок.

По мнению политолога Хатуны Лагазидзе, кроме трех политических сил, которые на последних президентских выборах показали лучшие результаты, все остальные политические субъекты должны перейти в состоянии "паузы", по крайней мере, до следующих парламентских выборов. По ее словам, эти выборы показали, что на выборах местного самоуправления весной будущего года шансы имеют только правящая коалиция, Нацдвижение и партия Нино Бурджанадзе. Все остальные политические силы получили настолько низкие проценты, что у этих трех политических сил не будет никакого желания, войти с ними в какой-либо альянс.

Выборы показали, что у многих политических сил очень низкая степень популярности, слабые партийные структуры, поэтому им придется взять "тайм-аут", а некоторые из них могут вовсе исчезнуть с политической карты, предполагает политолог.

Что касается выборов местного самоуправления весной, Лагазидзе предсказывает интересные процессы. По ее мнению, после этих выборов органы самоуправления могут стать не двухсубъектными, каким является нынешний парламент, а уже трехсубъектными. Интригу этим выборам добавляет то обстоятельство, что последние выборы дважды "выиграл лично Бидзина Иванишвили", а на выборы местного самоуправления правящая коалиция "Грузинская мечта" предстанет уже "без своего главного брэнда", и коалиции придется показать свой настоящий потенциал. Лагазидзе говорит, что для правящей коалиции это будет не легко, а если Нацдвижение сможет выиграть хотя бы один пост мэра из 18, то у них появится шанс намного увеличить свое количество в будущем парламенте.

"РЕЗОНАНСИ": "У Путина нет личной агрессии в отношении Маргвелашвили"

Грузинские политологи с пессимизмом встретили заявление замминистра иностранных дел РФ Григория Карасина о том, что Москва с оптимизмом смотрит на развитие отношений с Грузией в условиях президентства Георгия Маргвелашвили. После ухудшения грузино-российских отношений при Саакашвили его оппоненты часто причиной называли его личные плохие отношения с президентом РФ Владимиром Путиным. Грузинские политологи не согласны с таким мнением, они отмечают, что личные отношения между главами государств, возможно, и имеют небольшое значение, но главное в отношениях государств - это их интересы. Газета попробовала выяснить, насколько повлияет на грузино-российские отношения смена президента Грузии.

По словам политолога Ираклия Кикиани, в таком масштабном вопросе, как отношения между государствами, смена одного президента другим не даст существенных изменений, так как "международная политика не построена на конкретных личностях". Исходя из того, что политика государства рассчитывается на долгосрочный период, каких-либо особых перемен не надо ждать, радикальные изменения маловероятны. Он не исключает небольшое потепление в отношениях, однако, учитывая то, что для Грузии главным вопросом в повестке дня стоит деоккупация страны, понятно, что личностные качества правителя мало что могут решить в таком сложном вопросе.

Председатель Конфедерации народов Кавказа Заал Касрелишвили также отрицает мнение, что проблемные вопросы между государствами могут решаться на личностном уровне, хотя он все-таки доволен тем, что вопросами грузино-российских отношений впредь будет заниматься другой президент. По его словам, президент Саакашвили являлся вызывающей фигурой для России, он давал повод российскому руководству для оправданий перед международным сообществом - почему нет контактов с грузинской стороной.

Но теперь в Грузии сменился не только президент, а сменилась вся система, что может способствовать улучшению отношений. "На уровне одного человека отношения (между государствами) не решаются. Но тут речь идет не об одном человеке, а о системном изменении, - говорит Касрелишвили. – Изменилась власть и система. При этом Россия имеет определенные обязательства перед Западом, и в рамках этих обязательств может возобновить диалог с Грузией".

 

 

Лента новостей
0