Экономика Грузии : перспективы 2004

Подписаться
Новое руководство Грузии, которое пришло к власти в ноябре этого года в результате «бархатной революции», заявляет о новых приоритетах экономического развития страны. Основные направления развития экономики уже декларированы. Из этого становится ясно, что экономическая политика в Грузии в 2004 году будет довольно серьезно скорректирована.

Новое руководство Грузии, которое пришло к власти в ноябре этого года в результате «бархатной революции», заявляет о новых приоритетах экономического развития страны. Основные направления развития экономики уже декларированы. Из этого становится ясно, что экономическая политика в Грузии в 2004 году будет довольно серьезно скорректирована.

Это, касается, в первую очередь, налоговой политики.  Первые шаги правительства в этом отношении уже предприняты и направлены непосредственно на преодоление бюджетного  кризиса. 

В последний день декабря минувшего 2003 года парламентом утвержден предложенный новым правительством целый пакет изменений в налоговое законодательство Грузии, которыми вводится отсрочка задействования ряда налоговых и социальных льгот,  а также восстанавливается 4 упраздненных в августе 2003 года местных налога (закон об отмене вышеназванных налогов должен был вступить в силу с 1 января 2004 года).

Параллельно упразднен 12-процентный таможенный тариф на импорт в Грузию зерновых  –  руководство страны мотивировало это решение стремлением  поставить в равные условия импорт зерновых из США, Канады и стран СНГ и таким образом, перебороть тенденцию повышения цен на хлеб (у Грузии со странами СНГ действует режим свободной торговли, и импорт из этих стран не облагается таможенным налогом).

Примерно в течение полутора месяцев правительство  намерено завершить работу над упрощением Налогового кодекса. Одно из направлений этих изменений - сфера малого и среднего бизенса. В будущем правительство страны планирует ввести институт омбудсмена (народного защитника) по вопросам малого и среднего бизнеса.

Высказана идея введения нового налога – «на внешние признаки богатства». Нынешний министр финансов Грузии Зураб Ногайдели отмечает, что указанный налог отражает взгляд властей на сегодняшнюю ситуацию в социально-экономической сфере.
 
Планируется принять меры по более жесткому администрированию налоговой сферы, в частности, в отношении нефтепродуктов и табачных изделий. Усилить борьбу с контрабандой и коррупцией.  

Таким путем правительство намерено способствовать исправлению сложившейся в Грузии тяжелой социально-экономической ситуации, перебороть хроническое невыполнение государственного бюджета Грузии.

Ожидается, что при условии некоторой «нейтрализации» бюджетного кризиса «разрыв» в исполнении госбюджета 2003 года удастся минимизировать c 282 млн. лари (129,2 млн. долларов), зафиксированных к концу ноября,  до 250 млн.лари (около 114 млн. долларов), из которых около 130 млн. лари (около 59,4 млн. долларов) составит задолженность по защищенным статьям.

«Нам не нужен налоговый популизм. Наша задача – создать справедливую налоговую систему, которая должна охватить деятельность всех предпринимателей», - считает государственный министр Грузии Зураб Жвания.  По его информации,  в 2003 году из-за контрабанды и укрывания налогов госбюджет недополучил 60 млн лари (около 29 млн долларов) только с табачной продукции, с нефтепродуктов  – около 400 млн. лари (около 194 млн долларов).

Одним из приоритетов на 2004 год объявлена выплата задолженностей по пенсиям, пособиям и зарплатам.

Следует ожидать и смены подхода со стороны нового грузинского руководства к идущему в стране процессу приватизации государственного имущества.

В то же время одним из основных направлений деятельности нового правительства будут мероприятия по улучшению инвестиционной среды в Грузии, которая до последнего времени оставалась достаточно неблагоприятной для зарубежных партнеров. 

Новое руководство Грузии уже начало предпринимать меры по восстановлению отношений с Международным валютным фондом, который в 2003 году окончательно заявил о прекращении своей трехлетней программы финансовой поддержки Грузии.  Официальный представитель МВФ Том Доусон подтвердил, что МВФ готов активно взаимодействовать с новыми властями Грузии и «продвигаться к последующей договоренности».

Следует отметить, что ряд экспертов придерживается максималистской позиции в отношении развития экономической жизни Грузии - «эпоха до и после Шеварднадзе». Они надеются, что «новое руководство страны проявит ту политическую волю, недостаток которой  у прежних властей тормозил реализацию начатых реформ в экономической сфере страны».

Удасться ли осуществить все задуманное  – покажет будущее. 

Лента новостей
0