РОССИЯ : развитие водородной энергетики

Подписаться
Николай Пономарев-Степной, вице-президент Российского научного центра «Курчатовский институт» - Самолет на водородном двигателе был создан в России еще в 80-е годы, на удивление миру. Но потом, по разным причинам, интерес к разработке «водородного направления» сник, и программа была свернута. Что мы имеем в результате? В разных странах мира ходят экологически чистые водородные автобусы, а в Москве – нет.

Николай Пономарев-Степной, вице-президент Российского научного центра «Курчатовский институт»  

- Самолет на водородном двигателе был создан в России еще в 80-е годы, на удивление миру. Но потом, по разным причинам, интерес к разработке «водородного направления» сник, и программа была свернута. Что мы имеем в результате? В разных странах мира  ходят экологически чистые водородные автобусы, а в Москве – нет. 

И, тем не менее, сегодня, после десятилетий забвения, водородная энергетика в России получила «второе дыхание» и переживает некий ренессанс, причем, на разных направлениях.

То, что атомная энергия хороша не только для производства электричества, а ее можно использовать более широко, ученые  Курчатовского института понимали еще в 70-е годы. Мы знали и о перспективности    экологически чистого   энергоносителя - водорода. В стенах института проводились масштабные  исследования, связанные с производством этого газа посредством использования ядерных реакторов, в частности,  электролиза воды и различных термохимических процессов. 

В те времена Россия развила мощную ракетную технику на водороде. С прекращением гонки вооружений  необходимость в ней сократилась. Однако водородные двигатели были востребованы космической программой, они и до сих пор не превзойдены в мировой практике, американцы используют их на своих космических ракетах. 

Одно из самых популярных современных направлений использования водородной энергетики – автомобилестроение. Многие страны мира очень  интенсивно работают на «водородную» перспективу. Такие гиганты, как Тойота, Даймлер Крайслер, Дженерал Моторс, Форд, вкладывают огромные деньги, готовя рынок автомобилей на водородных двигателях, и лет через 10, безусловно, он уже хорошо разовьется. 

Испытания «водородных» автомобилей проходят и в России. Фирма «АвтоВАЗ» совместно c космической фирмой «Энергия»  разрабатывает эти экологически чистые, бесшумные автомобили, пробег которых будет составлять 300-400 километров при  одной заправке. На это уходит 3 кг водорода, что равняется нескольким десяткам литров бензина. Правда, пока топливный  элемент дороговат. Этот показатель нужно снизить, чтобы машина стала экономически целесообразной и доступной широкому покупателю.

К сожалению, сегодня в России не существует серьезной «водородной программы», которая имела бы государственную поддержку. А ведь уже через полвека удовлетворить энергетические аппетиты существующими энергоносителями (чаще всего это - органическое топливо)  не получится, поскольку ресурсы, как бы ни была богата ими страна, неуклонно сокращаются, и тенденция эта - общемировая. 

Былой  опыт России в производстве водорода, его транспортировке, обращении с ним, конечно, сохранился. Продолжают работать и многие специалисты-водородчики. Со всем этим научным и практическим багажом, фундаментальными знаниями мы и участвуем сегодня в мировом сотрудничестве. В ноябре прошлого года я был на вашингтонской конференции по водородной программе, куда американцы пригласили представителей 15 стран, в том числе и России.

По итогам форума было подписано соглашение под названием Международное партнерство по водородной экономике. Этот документ, по сути дела, предложил не столько новую форму международного сотрудничества, сколько обновленную норму жизни, связанную с экологически чистой и более комфортной водородной энергетикой.     

Сегодня водород получают в результате дорогостоящего процесса паровой конверсии метана.  Наша цель – получать его из воды с помощью ядерных реакторов, или  с использованием солнечной энергии. Атомная энергетика не ограничена ресурсами топлива, запасами воды на планете, к тому же водородный двигатель возвращает водяной пар в атмосферный кругооборот. 

Наполненные водородом емкости можно доставлять куда угодно, например, к автозаправочным станциям. Первую в России такую «водородную» станцию мы предлагаем построить прямо за забором Курчатовского института. Логично, что на подобных станциях автоматически возникает проблема водородной безопасности. Для ее решения у нас  есть результаты тех глубоких исследований, которые проводились в интересах безопасности атомных электростанций - при аварийных ситуациях там тоже может появляться водород. Мы имеем четкие коды, по которым можно просчитать любую аварийную ситуацию и таким образом предотвратить ее. Этот опыт и будет использоваться при создании инфраструктуры автозаправочного сервиса.

Водородная энергетика представляет интерес не только для автомобильной промышленности. Российский концерн «Норильскникель», крупнейший мировой поставщик палладия, поддерживая развитие водородной энергетики, выделил Российской академии наук в 2003 году $40 млн. на исследовательские работы в этой области.

Концерн решил «оживить» интерес к увядающему рынку палладия масштабным развитием технологий, где применяется этот металл. В отличие от других газов, водород легко проникает через палладий, поэтому он и используется в вакуумных насосах. Палладий можно также использовать как катализатор в водородном двигателе. 

Один «Норильскникель», конечно, не потянет финансирование тех масштабных разработок, которые требует сегодня водородная энергетика. Мы надеемся заинтересовать и привлечь другие компании-гиганты, например, «Газпром», который мог бы продавать в перспективе не только природный газ, но и новый продукт – водород. Этот газ все больше используется и при переработке нефти - для получения легких фракций, так что можно делать ставку и на нефтяные компании.  -0 -

Лента новостей
0