РОССИЯ : Трудный выбор президента Путина

Подписаться
Закон "О Замене льгот на денежные компенсации" одобренный обеими палатами Парламента передан Президенту Путину. У президента теперь есть формально две недели, чтобы его утвердить или отменить.

Закон "О Замене льгот на денежные компенсации" одобренный обеими палатами Парламента передан Президенту Путину. У президента теперь есть формально две недели, чтобы его утвердить или отменить. 

За пять лет пребывания в должности главы государства у Владимира Путина -  это первый столь серьезный экзамен по принятию крайне непопулярного в массах решения. С одной стороны новый закон затрагивает в той или иной степени 100 млн. россиян, с другой - это важный и необходимый шаг к либеральному обществу и рыночным отношениям после приватизации 90 годов.

В отличие от президента у большинства россиян готовое решение уже есть. Социальные опросы показывают, что "за"  и "против" набирают приблизительно одинаковое количество голосов. Хотя вопросы и остаются. В том числе и самый главный - тот,  который задал Владимир Путин членам правительства при обсуждении реформы льгот "Зачем все это нужно?".

Если у государства в результате позитивных экономических перемен за четыре последних года, впервые появилась возможность выплачивать полновесные денежные компенсации, то почему столько много противников у реформы? Результат ли это только недопонимания и традиционного недоверия населения к власти или действительно потери ветеранов и инвалидов будут столь ошеломляющими? 

Рассмотрим, что было с натуральными льготами и их стоимостном выражении до сегодняшнего момента. Система льгот обеспеченных товарами и услугами возникла в основном после распада СССР, когда в результате глубочайшего экономического кризиса  государство оказалось не в состоянии выплачивать достойные пенсии и зарплаты.

Натуральные льготы компенсировали оплату проезда в городском и пригородном транспорте, частично покрывали расходы на телефон, квартплату, коммунальные услуги, стационарное лечение, покупку лекарств и т.д. Но как заявил один из лидеров профсоюзов г-н Исаев, если бы государство осуществляло все продекларированные им льготы в полном объеме, то оно должно было бы тратить на них ежегодно 164 млрд. рублей. Реально же бюджетом  покрывалось менее одной трети этой суммы (48 млрд. рублей).

То есть к полновесным реальным льготам, например, санаторному отдыху и лечению имели доступ из 33 млн пенсионеров и инвалидов только 16 млн. Остальные довольствовались лишь ничем неподкрепленными  обещаниями. В сельской местности семь из десяти льготников не пользуются бесплатным городским транспортом, один из десяти имеет возможность санаторно-курортного лечения, то же самое с оплатой телефона и лекарств - это уже слова вице-премьера Александра Жукова.

Сейчас Федеральный центр готов тратить на денежные компенсации 171 млрд и еще 100 млрд рублей планируется  выделять из региональных бюджетов. Объясняя Президенту суть нововведений, вице-премьер А. Жуков делал упор на на разделении полномочий центра и регионов. Именно последние должны будут заботиться о многих категориях льготников, в частности 10 млн ветеранов труда.

Между тем, большинство регионов пока еще дотационные. И в этом одна из главных проблем реформы. Слишком большой риск, что региональные бюджеты не вытянут новых значительных расходов.

По словам замминистра финансов госпожи Голиковой в Совете Федерации, в 2003 году регионы совокупно потратили на ветеранов (14,3 млрд руб) и на льготы инвалидов (13,1 млрд.руб.) всего лишь 27,4 млрд.руб. В 2005 году расходы регионов вырастут соответственно по этим статьям больше чем в три раза. 

Планируемое на следующий год совокупное финансирование федерального бюджета и провинций по денежным компенсациям будет  271 млрд руб. Насколько это много для страны? По официальным данным ВВП России в этом году 16 трлн рублей ($ 550 млрд. Для сравнения ВВП США -  $ 2,36 трлн.) Средства выделяемые на монетизацию льгот составляют 1,7% ВВП или 5,74 % от всех расходов федерального бюджета.

Это сопоставимо с такими статьями как федеральное финансирование науки и образования. Средства, конечно,  огромные, но не "смертельные" для бюджета. Хотя появление дополнительной денежной массы на внутреннем рынке, не обеспеченной товарами и услугами, и может спровоцировать некоторый рост инфляции, катастрофы, тем не менее, не произойдет. 

Очень похоже, что в ходе подготовки реформы в очередной раз вступили в противоречия различные взгляды на стратегию развития экономики страны. Так, министр экономразвития и торговли, Герман Греф уверен, что национальная экономика практически выработала ресурсы инфраструктуры, заложенные в советские времена. И социальные завоевания граждан периода плановой экономики для нынешней экономики России становятся путами, тормозящими развитие. К тому же со следующего года резко снижается ставка единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26%, что приведет к дефицит уПенсионного фонда России в 190 млрд рублей. Деньги на его покрытие обязуется частично покрыть государство. 

Рыночник - Греф предлагает полностью довериться рынку, отказавшись от части социальных обязательств перед населением, пустить сверхдоходы от продажи нефти на проведение структурных реформ и целевых инвестиций  в перспективные отрасли экономики.
Его оппоненты, в том числе и глава правительства Михаил Фрадков, честно пытаются изыскать возможность для формирования бюджета  ориентированного  и на развитие экономики и на поддержание жизнеобеспечения населения, в том числе на социальные проблемы.

Выбор Президента Путина дальнейшей судьбы нового закона будет означать и выбор долгосрочной экономической стратегии. Останется ли среди наиболее важных обязательств государства ставшая традицией в этой стране забота об обездоленных и бедных, или все силы будут мобилизованы на выполнение амбициозной задачи по удвоению ВВП, на создание среднего класса и, в конечном итоге,  современного развитого государства. Президент лучше других понимает, что только богатое государство сможет по-настоящему, а не на словах, заботиться о наименее успешных своих гражданах.

Лента новостей
0