Об экологии заботятся и в Грузии. Пусть и маленькими шагами, но все равно страна с каждым днем все больше и больше отдает предпочтение экологически чистой продукции и заботится об окружающей среде.
Как говорится, большие двери висят на маленьких петлях, и основатель компании "Оцнеба", что в переводе с грузинского означает "мечта", Рауль Габаидзе решил внести свой вклад в заботу об окружающей среде и здоровье людей и стал выпускать экологически чистые деревянные двери для дома.
13 лет ожидания
Габаидзе занимается дверным бизнесом с 2004 года. Тогда он впервые начал ввозить готовые двери на продажу, преимущественно из Турции и Китая.
"Это была сенсация. Все удивлялись, так как не понимали, как можно покупать двери в магазине, ведь считалось, что каждую дверь необходимо подгонять под размер", — сказал Габаидзе в интервью Sputnik Грузия, вспоминая первые шаги в мир бизнеса.
Помимо Китая и Турции Габаидзе привозил двери и из стран ЕС, однако вскоре заметил, что у этого бизнеса есть свои недостатки: из-за низкого экономического развития в Грузии был спрос на дешевые и как следствие некачественные двери.
В погоне за желанием производить высококачественные двери и возникла идея создать производство в своей стране.
Экологически чистый продукт
Для этого Габаидзе в 2016 году основал подбренд "Оцнеба" — Megadoors, закупил необходимое оборудование, открыл магазины в Тбилиси и Батуми (Аджария) и уже в январе 2017 года выпустил первую партию дверей.
При изготовлении дверей Габаидзе использует натуральную древесину, преимущественно из Беларуси, что является основой экологически чистого продукта.
Не вредна для здоровья человека и одна из разновидностей древесного материала, являющаяся обязательным компонентом сборке дверей, МДФ — плита, которая делается из очень мелких древесных опилок.
"МДФ на 95% состоит из древесных волокон и на 5% из полиэстера, который склеивает эти волокна друг с другом. И именно в этих пяти процентах дело. Если МДФ дешевый, это означает, что те минералы, из которых делается клей, дешевые и вызывают экологическое загрязнение этих материалов", — сказал Габаидзе.
По словам Габаидзе, стремление изготавливать экологически чистые двери продиктовано любовью к своей стране.
"Я люблю свою страну, свое население и буду стараться максимально предлагать качественный и экологически чистый продукт. Исходя из этого, мы делаем все для того, чтобы наш продукт был экологически чистым", — добавил он.
Однако для того, чтобы продукт полностью поучился экологически чистым, немаловажную роль играет и качество клея, используемого при сборке дверей.
"У нас примерно пять наименований клеев. Если мы ввезем клей из Китая, он обойдется нам в три раза дешевле, но мы этого не делаем и ввозим только клеи Henkel и Kleiberit – это экологически чистые немецкий и итальянский бренды", — сказал основатель "Оцнеба".
Производи в Грузии
Для создания и запуска любого производства помимо идеи и расписанного бизнес-плана необходимы деньги.
Зачастую это большие финансовые расходы, которые не по силам начинающим малым предприятиям. Для того, чтобы помочь начинающим бизнесменам, правительство Грузии с 2014 года запустило государственную программу "Производи в Грузии", которая содействует получению кредита.
Услугами "Производи в Грузии" воспользовалась и компания "Оцнеба".
"Я не люблю разные разговоры, скажу прямо, что, если не было бы этой программы, мы не приступили бы к работе, потому что с точки зрения бизнеса не сказал бы, что это завидное дело. Производство, в общем, очень трудоемкое", — сказал Габаидзе.
Для начала государство передало компании землю для завода площадью более 5,1 тысячи квадратных метров за 1 лари (0,4 доллара) с инвестиционным обязательством.
Таким образом, Габаидзе взял на себя обязательство потратить не менее 1,9 миллиона лари (более 778 тысяч долларов) и построить завод.
На деле оказалось, что для полноценного строительства завода необходимо было потратить 2,5 миллиона лари (более 1 миллиона долларов).
Изначально "Производи в Грузии" выделила "Оцнеба" 750 тысяч долларов, а позже еще 1,5 миллиона долларов.
Помимо затрат на постройку здания, существенная часть денег была потрачена на закупку оборудования. Станки завезли из Италии и Турции.
"Если не было бы поддержки, своими средствами мы просто не рискнули бы. Это была очень большая мотивация. Я очень доволен и восхищен автором этой идеи", — сказал он.
Государство обещало помочь и в финансировании процедур для получения сертификата о международном стандарте качества ISO, позволяющего легче вывозить на экспорт свою продукцию.
Согласно устной договоренности, власти страны оплатят от 70 до 80% затрат, связанных с получением сертификата.
В Грузии не хотят работать?
На данном этапе на заводе трудоустроено порядка 40 человек, однако, по словам Габаидзе, нехватка рабочей силы ощущается постоянно.
Дело в том, что 40 человек в месяц могут делать 1,5 тысячи дверей, но у завода есть ресурс для повышения производства до 2 тысяч в месяц.
"Я скажу, наверное, это проблема номер один. Мы устали искать квалифицированных людей и бросили это дело. Мы ищем мотивированного, трудолюбивого человека, даже если тот вообще не видел подобные станки. Мы сами научим, вырастим и дадим довольно хорошую зарплату", — сказал Габаидзе.
На заводе трудоустроены и двое граждан Турции. Дело в том, что станки, завезенные из Турции, особенные и требуют соответствующих навыков для работы.
Граждане Турции приехали на завод, чтобы обучить местных жителей работе за станком, однако пока никто не хочет серьезно заниматься этим делом.
С этой целью завод Megadoors оформил с Грузинским техническим институтом (ГТУ) меморандум, чтобы взять на работу мотивированных и трудолюбивых людей.
Завод на время обучения предлагает и денежную стипендию для учеников до 500 лари (порядка 205 долларов).
Ситуация на рынке
В бизнесе дверей преобладает высокая конкуренция, считает Габаидзе. По его словам, только в Тбилиси 10 заводов, где производят деревянные двери, однако серийного производства нет ни у кого, кроме "Оцнеба".
В Грузии работают и такие компании, которые импортируют двери, преимущественно из Китая.
"Есть и те компании, которые ввозят, и те, которые производят, но я не считаю их конкурентами, потому что я предлагаю нашему потребителю качественные двери со своей гарантией и экологической чистотой", — сказал Габаидзе.
Ввозом дверей из-за рубежа по-прежнему занимается и сам Габаидзе, но в ограниченном количестве. Таким образом, он хочет показать потенциальному покупателю разницу между импортной и отечественной продукцией.
"Это делается для сравнения. Привезенные двери мы продаем очень дешево, однако, если покупатель хочет качество, то пусть покупает изготовленное здесь", — добавил он.
Владелец завода думает и об экспорте производимой продукции, в первую очередь, в страны ближнего зарубежья.
Бизнес-среда в Грузии
Бизнес-среда в Грузии очень хорошая, считает Габаидзе. По его словам, в стране нет ничего, что могло бы помешать человеку заниматься своим делом, но проблемы все-таки есть.
Основатель "Оцнеба" сетует на высокие тарифы за свет, газ и воду. Дело в том, что тариф за коммунальные услуги для коммерческих предприятий в Грузии выше обычного.
К примеру, тариф на воду для абонентов в Тбилиси, у которых дома стоят счетчики, составляет 0,326 лари (более 0,13 доллара) за 1 кубометр, а для коммерческого сектора — 4,40 лари (более 1,8 доллара).
"В чем провинился производитель? Разве не должно быть наоборот? Почему производитель должен нести ущерб?", — вопрошает он.
Как и во всех сферах, в бизнесе дверей главной проблемой является нехватка человеческого ресурса, считает Габаидзе.
"Пришел на работу новый парень, все понравилось, но через три дня исчез. Спросил его: "Почему, не понравилось?". Ответил: "Целый день ведь не буду стоять? Сесть где-то можно?". Вот такие претензии. Поэтому я думаю, что самое главное — изменить менталитет людей", — заключил Габаидзе.
Помимо деревянных дверей завод Megadoors выпускает и железные двери, но в небольшом количестве. Продукция Megadoors в целом составляет примерно 15% от всех дверей, изготавливаемых и ввозимых на грузинский рынок. По словам Габаидзе, есть к чему стремиться.