РОССИЯ : покушения на культурные раритеты России

Подписаться
В Санкт-Петербурге совершено разбойное нападение на Русский музей, следствием которого стало похищение двух картин известного художника-передвижника Василия Перова. Бесценные полотна Ивана Айвазовского украдены в Новосибирске. Две картины Архипа Куинджи похищены из галереи Челябинска.

В Санкт-Петербурге совершено разбойное нападение на Русский музей, следствием которого стало похищение двух картин известного художника-передвижника Василия Перова. Бесценные полотна Ивана Айвазовского украдены в Новосибирске. Две картины Архипа Куинджи похищены из галереи Челябинска.

Это лишь некоторые из нашумевших похищений за три последних года культурных раритетов России. Большинство из пропаж регулярно обнаруживается за границей. К примеру, все живописные полотна, украденные в 1992-м году из Сочинского музея изобразительных искусств, «всплыли» на аукционах в Великобритании и в Финляндии. Усилиями министерств внутренних дел и культуры России они возвращены.

Для борьбы с похитителями культурных раритетов созданы так называемые «антикварные» подразделения, которые действуют при отделах внутренних дел Службы криминальной милиции РФ. Его сотрудники, противостоящие хищениям и незаконной распродаже культурно-исторического наследия страны, обладают необходимыми специфичными знаниями в живописи, скульптуре, библиотечном деле, а также солидными базами данных в этих областях.

Вместе с тем, они вращаются в кругах коллекционеров, деятелей науки и культуры, церкви, а также … скупщиков, уголовников, антикварных «жучков». Но при этом их работа была бы менее эффективной без деловых контактов с таможенниками и Федеральной службой безопасности РФ.

Достаточно привести пример, связанный с  поиском   похищенных из волгоградского музея-панорамы «Сталинградская битва» двух статуэток великого Родена «Ревность» и «Поцелуй». Розыск продолжался три года. По отработанной схеме оперативники-«антиквары» привлекли к нему сотрудников милиции, таможенников, ФСБ. Было оповещено российское бюро Интерпола. Не так давно двух похитителей роденовских статуэток нашли и задержали, изъяв у них украденные раритеты. Примечательно, что во время обыска у одного из фигурантов обнаружено оружие, прихваченное злоумышленниками в том же музее. Оказалось, что для его сотрудников  эта пропажа осталась вообще незамеченной.

Важно подчеркнуть, что для музеев не могут не быть неизменно актуальными проблемы инвентаризации и учета ценностей, надежного хранения их. А этот процесс  (не то, что на товарном складе!) очень длительный и нелегкий. Ведь в среднем в музее насчитывается более 20 тысяч единиц хранения разнообразнейших уникальных произведений. Не менее остро в этой связи встают и вопросы всеобщей паспортизации ценностей, хранящихся в различных государственных и церковных учреждениях, создания их полных каталогов и, конечно, маркировки.

Порой о том, что украдены уникальные вещи, исторические документы, становится известно лишь после их появления на аукционах и в антикварных магазинах. Так было с некоторыми предметами, похищенными из Государственного исторического музея, Государственного литературного музея и Российской национальной библиотеки. А вот иной свежий  пример: в картинной галерее Астрахани было подменено копией полотно Айвазовского, страховая стоимость которого составляет миллион долларов.

Кто покушается на российские раритеты? На этот вопрос корреспонденту РИА «Новости» ответил начальник отдела по борьбе с хищениями культурных ценностей Службы криминальной милиции Александр Головко:

- Как правило, такие преступления тщательно готовятся, совершаются по заказу с целью дальнейшего вывоза похищенного за рубеж. И участвуют в них отнюдь не мужички в телогрейках и с «фомкой» за голенищем. Так, члены преступной группы некоего Григорьева, имевшие на счету 14 дерзких налетов и краж (в частности, скрипок Штайнера и Страдивари из музея Глинки), проводили тщательную разведку, даже устраивались работать на объекты, которые собирались «брать».

Они использовали технические средства для отжима  дверей, умели преодолеть не только сигнализацию периметра здания, но и хитрые датчики объема. Но более чем непростительны кражи по недосмотру. Так из музея Нестерова в Уфе исчез рисунок Рериха. Злоумышленник воспользовался отсутствием смотрительницы в зале и подменил авторскую работу заранее подготовленной копией.

Поиску похищенных раритетов  способствует сотрудничество правоохранительных органов РФ с коллегами из других стран, а также с Интерполом, Всемирной таможенной федерацией и Международным советом музеев. Сегодня Россия уже имеет позитивные результаты в общих операциях по пресечению контрабанды антиквариата и в совместной деятельности по возвращению похищенного законным владельцам с такими странами, как Италия, Германия, Финляндия и другими.  – 0 - 

 

Лента новостей
0