РОССИЯ : "янтарная комната" - мистификации продолжаются

Подписаться
5 июня, за день до торжественной даты – 60-летия высадки десанта союзников в Нормандии - на книжных рынках Великобритании появилась книга Эдриана Леви и Кетлин Скотт-Кларк “Янтарная комната. История величайшей мистификации”.

5 июня, за день до торжественной даты – 60-летия высадки десанта союзников в Нормандии - на книжных рынках Великобритании появилась книга Эдриана Леви и Кетлин Скотт-Кларк  “Янтарная комната. История величайшей мистификации”.

Авторы утверждают, что шедевр немецких мастеров XVIII  века, Янтарная комната, сгорела во время пожара в Кенигсбергском замке из-за халатности или вандализма советских солдат после захвата Кенигсберга Красной армией.

Авторы ссылаются при этом на документы, обнаруженные ими недавно в российских архивах. Запись о пожаре в замке сделал в своих рабочих записках бывший сотрудник Царскосельского музея - смотритель Янтарной комнаты Анатолий Кучумов.

Напомним, Янтарная комната была  самой роскошной из помещений Екатерининского дворца в Царском селе под Петербургом. Ее подарил Петру I в 1717 году прусский король Фридрих I. Комната представляла собой по сути огромную шкатулку, облицованную разборными панно из янтаря. 

Во время нападения Германии на СССР сотрудники царскосельского дворца не успели разобрать сокровище и просто заклеили стены обоями. Но обмануть немцев не удалось, Янтарную комнату обнаружили, разобрали и вывезли в Кенигсберг, в замок, где работал музей. Там сокровище вновь собрали и устроили показ трофея для публики.

Финальная же судьба шедевра покрыта мраком.

По одной из самых авторитетных гипотез она была вывезена в Германию среди множества сокровищ искусства, которые прятались тогда отрядами СС в шахтах, штольнях и так далее, где окончательно пропала.

Но книга Леви и Скотт-Кларк выдвигает версию, которая мгновенно стала мировой сенсацией.

На чем она основывается? Бывший смотритель комнаты Кучумов, занимаясь поисками пропавшего шедевра в Кенигсберге в первые дни после входа советских войск,  вышел на бывшего бармена офицерского бара, который работал в кенигсбергском замке. Он-то и сказал, что советские солдаты устроили в замке пожар, во время которого все, что находилось в Рыцарском зале, где лежали ящики с упакованными частями Янтарной комнаты, сгорело.

Впрочем, в день пожара – 12 апреля 1945 года - его самого в замке не было, бармен лежал в больнице и узнал о пожаре от знакомых, когда вернулся в бар.

Записки Кучумова авторы сенсации обнаружили в Центральном государственном архиве литературы и искусства в Санкт-Петербурге. Однако, обнаружив там цитируемые ими документы, Леви и Скотт-Кларк ничего не  сочли нужным обсудить эти документы с российскими экспертами, а сообщили об этом в мощной пиар-кампании накануне выхода книги.

Такая позиция заставляет предполагать, что авторами больше двигали коммерческие мотивы, чем подлинно научные интересы и установление истины. Такая позиция  авторов  несколько настораживает и вызывает  критическое отношение к  приводимым ими фактам.

Но кроме моральной стороны дела, в их сенсации есть серьезнейшие изъяны. Например не нашел объяснения тот факт, что если вся Янтарная комната сгорела в замке из-за халатности солдат,  то каким образом  одна из ее важнейших частей уцелела?

Речь идет о фрагменте комнаты, что был недавно обнаружен в Бремене в квартире некого Ханса Ахтерманна, который предложил фрагмент антикварам за 2, 5 миллиона долларов, после чего был арестован.

Находка стала предметом особой заботы германского правительства, и к 300-летию Петербурга фрагмент был торжественно возвращен бургомистром Бремена в Россию и установлен на прежнем месте.
К тому времени, впрочем, вся комната была уже восстановлена петербургскими реставраторами. Шедевр возродился.

Объясняя, каким образом фрагмент попал в его дом, Ахтерманн рассказал, что панно привез из России  отец, офицер вермахта, который якобы сумел “спасти панно” еще в 1941 году во время бомбежки, при эвакуации шедевра из Екатерининского дворца в Кенигсберг.

Если бы речь шла просто о маленьком фрагменте, о янтарной пластине, то факт кражи никак бы не противоречил факту гибели комнаты при пожаре.

Но речь идет о сердце композиции, о центральном уникальном панно “Обоняние и осязание”, выполненном итальянцами в технике флорентийской мозаики (таких было всего четыре). И оно украшало центр янтарной стены. Так бриллиант украшает кольцо. Именно цвет флорентийской мозаики из самых драгоценных камней был тем декоративным камертоном, по которому подбирались мастерами оттенки всего остального янтаря.

Но если бы флорентийская мозаика  была похищена в 1941 году, позднейшая демонстрация собранной Янтарной комнаты в кенигсбергском замке была бы невозможна. Черная дыра в центре изысканной композиции из янтаря лишает шедевр половины прелести и половины стоимости. Однако известно, что Янтарная комната постоянно экспонировалась в музее под патронажем искусствоведа доктора Альфреда Розе.

И нет никаких указаний на то, что в залах кенигсбергского замка янтарная комната экспонировалась публике с этим изъяном.  Ее прекрасная сердцевина могла быть украдена лишь позднее, в дни краха.

Одного этого вопроса достаточно, чтобы серьезно усомниться в версии авторов книги о том, что Янтарная комната целиком и полностью погибла в огне пожара.

Этот же вопрос позволяет серьезно усомниться и в рассказе Ахтерманна про подвиг отца, который “спас мозаику” во время варварской русской бомбежки. Но тогда спросим: почему спас, но не вернул спасенное на место? 1941 год был не лучшим в Германии годом для того, чтобы растаскивать сокровища, находившиеся под покровительством рейха.

Логичнее предположить, что все было вовсе не так благородно, что  воровство случилась не в 1941 году, а в разгар панического бегства из Кенигсберга, в роковом 1945. Как раз во время эвакуации шедевра в Германию, когда - за месяц до капитуляции и падения Третьего Рейха, - кража флорентийской мозаики уже не слишком грозила суровым наказанием офицеру вермахта.--0--

Лента новостей
0