Джордж Баланчин: американское чудо грузинского гения

© photo: Sputnik / Перейти в фотобанкХореограф Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе)
Хореограф Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе) - Sputnik Грузия
Подписаться
Джордж Баланчин, сын грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе, прославился на весь мир как выдающийся американский балетмейстер. Его творчество, по всеобщему признанию, является вершиной мирового искусства минувшего века.

Эксклюзивное интервью музыковеда Мананы Ахметели Sputnik Грузия – о грузинском гение Баланчина, его новаторской сути и творчестве.

— Для меня как грузинки интересна его ментальность, то, насколько в его генетическом коде заложено наше, грузинское, мироощущение, национальный дух. Ведь он – окутанный тайной феномен, не так ли? Конечно же, в Баланчине грузинский ген оставил свой след… Андриа Баланчивадзе, наш выдающийся композитор, — брат Баланчина, очень значительная фигура, высокообразованная личность… Однажды он мне сказал, что в "Агоне" увидел элементы грузинской хореографии, и этот балет, созданный на музыку Игоря Стравинского, является одной из новаторских постановок Баланчина. 

Баланчин побывал в Грузии в начале 60-ых годов, когда рухнул "железный занавес", и он получил возможность вместе со своей труппой приехать в Тбилиси. Дважды состоялись его гастроли, и я присутствовала на всех спектаклях… Это – неизгладимое впечатление в моей (и не только моей, но и целого поколения) жизни!

© photo: Sputnik / Galina Kmit / Перейти в фотобанкАндрей Баланчивадзе, Джордж Баланчин
Андрей Баланчивадзе, Джордж Баланчин - Sputnik Грузия
Андрей Баланчивадзе, Джордж Баланчин

- И каково это впечатление?

— Я попала в совершенно новый мир, с его красотой, формами, мышлением – необыкновенным разнообразием пластического изображения. И это зрелище было неожиданным.

Баланчин присутствовал на концерте Нино Рамишвили и Илико Сухишвили в Америке, был очень впечатлен, и его эмоции выливались за край. Он встретился с четой Сухишвили, сфотографировался с ними на память и выразил свое восхищение. Затем в США прибыл Государственный ансамбль песни и танца Грузии, руководимый Анзором Кавсадзе. Баланчин был и на его концертах, а затем он, оказывается, закатил банкет на 300 человек и вместе с вокалистами ансамбля исполнял грузинские народные песни…

Приехав на родину, Баланчин вместе с братом объездил Западную Грузию и, как рассказал господин Андриа Баланчивадзе, был буквально поражен полифонией гурийских народных песен: "Он был восхищен и очарован. А после путешествия по Грузии почувствовал себя грузином. Да и позже всегда писал, что по происхождению он – грузин". Так что, Баланчин и с этой точки зрения – личность довольно интересная.

© photo: Sputnik / Alexander Makarov / Перейти в фотобанкМстислав Ростропович, Джордж Баланчин и Юрий Григорович
Мстислав Ростропович, Джордж Баланчин и Юрий Григорович - Sputnik Грузия
Мстислав Ростропович, Джордж Баланчин и Юрий Григорович

- В чем, в частности, выразилось его новаторство? 

— Ранее на балетной сцене "господствовал", фактически, один жанр – это балетные спектакли, спектакли сюжетные. Баланчин же отказался от балетных спектаклей. Для этих драм-балетов писалась специальная музыка, которая учитывала специфику танца, его формы. Баланчин, как я уже сказала, отказался от балетных спектаклей, основанных на этой традиции, от балетной музыки и направил свой интерес на формы музыки серьезной, классической, музыки небалетной. Возможность для этого ему давало то колоссальное музыкальное образование, которое он получил в Петербургской консерватории, где осваивал мастерство пианиста, и ему прочили большое будущее. Однако судьба распорядилась иначе, и жизнь перебросила его в мир балета, где со всей полнотой проявились изобретательность Баланчина, его неиссякаемая фантазия… В чем? В формировании музыкальных идей, музыкальных структур, музыкальных интонаций в пластическом выражении. И в этом – его огромная заслуга перед хореографическим искусством и искусством пластики. 

Балерина Нина Ананиашвили - Sputnik Грузия
The Telegraph: Нино Ананиашвили – величайшая балерина всех времен

В постановках Баланчина не было солиста, в традиционном смысле этого слова. У него в кордебалете танцевали звезды, и каждый член кордебалета мог быть солистом. Это было серьезным переворотом… Его балетная труппа была необыкновенно синхронна (с точки зрения классической), как один организм, как удивительно гармоничное явление, в высшей степени эстетичное, прекрасное. 

Он приехал в Грузию, и все, что привез, было для нас в новинку, но настолько неожиданно, что специалисты балетного искусства встретили это несколько сдержанно. Исходя из принципа соцреализма, его новаторские воплощения были, наверное, восприняты как формализм, нежели как переворот…

© photo: Sputnik / Чобан-Зоде / Перейти в фотобанкСцена из балета "Серенада"
Сцена из балета Серенада - Sputnik Грузия
Сцена из балета "Серенада"

- В театральной энциклопедии так и записано…

— Видимо, в энциклопедии того времени… Разумеется, такой подход был продиктован принципами соцреализма. Понадобилось много времени для того, чтобы Советский Союз до конца принял Баланчина. В Большом театре для него, кажется, только в последние годы двери открылись. У нас, к счастью, это случилось раньше. Гоги Алексидзе, наш известный балетмейстер, был убежденным последователем Баланчина и на нашей сцене осуществил постановку нескольких его композиций. Госпожа Нино Ананиашвили была приглашена в американский "Нью-Йорк Сити Балет", в труппу Баланчина, и длительный период танцевала в этом замечательном коллективе. На грузинской сцене она дала дорогу хореографии Баланчина, его последователям, за что ей следует сказать большое спасибо, поскольку мы все прекрасно знаем, какое положение было в балетном искусстве ХХ века.

© photo: Sputnik / Сергей Компанийченко / Перейти в фотобанкВыступление Н.Цискаридзе в балете "Драгоценности"
Выступление Н.Цискаридзе в балете Драгоценности - Sputnik Грузия
Выступление Н.Цискаридзе в балете "Драгоценности"
Лента новостей
0