Новость о том, что в Батуми (Аджарская АР) 59-ти летняя Натела Лазишвили спустя 30 лет ожидания родила здорового мальчика, взорвала соцсети, радио и телевидение. Для многих пар, уже много лет ожидающих появления маленького чуда в семье, известие стало настоящей надеждой.
С какими рисками связаны роды для тех, кому за 40? Что должны знать будущие родители?
Sputnik Грузия побеседовал с профессором, гинекологом с Джумбером Унгиадзе, который сделал кесарево сечение Нателе Лазишвили.
"Конечно, всегда бывают исключения, но ребенок после 50-ти это больше подарок современной медицины, чем природы. Но и медицина может не все. Как правило, в таком возрасте у женщины больше нет менструации, не происходит овуляция, то есть ее организм не вырабатывает яйцеклетки, которые являются обязательными элементами для того, чтобы родить ребенка", — сказал Унгиадзе.
Врач отметил, что беременность в позднем возрасте может протекать с такими осложнениями, как например, преэклампсия – когда артериальное давление достигает такого высокого уровня, что появляется угроза жизни, как матери, так и ребенка. Заболевание может нарушить стены сосудов во всех органах, в том числе и в мозгу.
Кроме того, может возникнуть такая патология, как Ваза превия — когда один или несколько сосудов пуповины или плаценты располагаются в шейке матки под ребенком.
Помимо разных заболеваний во время беременности в позднем возрасте есть риски возникновения хромосомных патологий, вызывающих разные генетические заболевания.
Чем старше будущие родители, тем выше вероятность возникновения вышеперечисленных осложнений. Врачи не исключают, что даже в том случае, если ребенок родится здоровым, в ходе взросления у него могут возникнуть проблемы с развитием центральной нервной системой, также неизвестно, каким будет его физическое или психическое состояние.
"Я не могу призывать женщин в возрасте к тому, чтобы они забеременели. Всему есть свое время. Но и понять пары, конечно можно. Поэтому, думаю, каждый должен решать сам, как ему поступить, а мы, врачи, обязаны информировать их обо всех рисках", — отметил Угниадзе.
Часто пары в возрасте прибегают к экстракорпоральному оплодотворению, к услугам доноров или суррогатных матерей. Угниадзе не приветствует данные методы, поскольку считает их неэтичными и неправильными.
"В таких развитых странах, как Турция и Франция, запрещены услуги доноров и суррогатных матерей. Дело не только в том, что Бог не дает ребенка и надо смириться с этим – нет! У нас лежала раньше женщина — профессиональный донор, она периодически сдает яйцеклетки. В результате ее действий может случится инцест. То есть ее настоящий ребенок может иметь связь с человеком, носящим те же гены. И проконтролировать этот процесс не удастся никому", — подчеркнул Угниадзе.
Врач уверен, что между матерью и плодом существуют невидимые связи, а медицина вмешалась в этот процесс настолько, что в итоге человечество может получить негативные результаты.
"У меня большой опыт работы в этой области и поверьте моей интуиции, весь этот процесс не может быть хорошим", — отметил он, добавив, что человек не может быть умнее природы.
Медицина быстро развивается, но порой человек использует ее не во благо, а во вред – чаще в отношении своих еще не рождённых детей. В частности, некоторые пары отказываются рожать ребенка и делают аборт только потому, что благодаря новейшим тестам узнают, что в возрасте 45 лет их ребенок может заболеть раком желудка.
"Плохо не то, что медицина достигла такого уровня, а то, что люди из-за таких причин делают аборт. Это касается и селективных абортов, когда плод убивают только потому, что это девочка. В моей клинике мы не делаем аборты, если конечно плод не мертвый, или если мы не имеем дело с какой-нибудь тяжелой патологией", — сказал Угниадзе.
На сегодняшний день создано множество препаратов, которые назначают для сохранения беременности. С одной стороны, они защищают от выкидыша, но с другой стороны, вызывают изменения у плода мужского рода, поскольку имеют элементы женских гормонов, рассказал Угниадзе.
"Я осознано не занимаюсь искусственным оплодотворением. В Батуми есть клиника, куда мы направляем пациентов, но сами не делаем. Мы зависим от Господа. Поверьте, в моей практике часто от смерти спасались такие люди, которые по всем медицинским законам не должны были спастись. Так, что я думаю, что на все воля Божия", — заключил Угниадзе.