Cборная Грузии по футболу 11 июня в Кишиневе встретится с Молдовой в рамках отборочного цикла чемпионата Мира 2018 года.
У обеих команд не самое лучшее положение в группе "D". После пяти проведенных матчей Грузия набрала два очка (благодаря ничьим с Ирландий на выезде и все той же Молдовой в Тбилиси), а у хозяев итого хуже – один балл в активе и, соответственно, последнее место в турнирной таблице.
Понятно, что сборные решают локальные задачи и о выходе из группы уже не может быть и речи. Тут, как говорится, идет борьба за то, кто выше окажется в таблице по итогам отборочного цикла.
При этом в Кишинев сборная Грузии поедет в ослабленном составе – сразу несколько футболистов основы травмированы. Это – вратарь Георгий Лория ("Крылья Советов", Россия), полузащитники Георгий Чантурия ("Урал", Россия) и Торнике Окриашвили ("Краснодар", Россия), нападающие Леван Мчедлидзе ("Эмполи", Италия) и Георгий Квилитая ("Рапид", Австрия).
Несмотря на то, что Лория не сможет помочь своей команде в предстоящем матче, голкипер на несколько дней прилетел в Тбилиси и дал интервью Sputnik Грузия, в котором речь шла и о предстоящем матче, и о грузинском футболе в целом, и о "Крыльях Советов".
Интервью было записано до товарищеского матча между сборными Грузии и Сент-Кит и Невис, в котором Грузия одержала победу со счетом 3:0
Не надо постоянно создавать негативный фон
Георгий. Какую травму вы получили и насколько она серьезная?
— У меня травма локтя. Она у меня уже очень давно и больше нет смысла затягивать с ее лечением. Уже просто нельзя. Это чисто вратарская травма, которую я получил на тренировках "Крыльев", давно, но рецидив произошел где-то полтора месяца назад. Скорее всего, потребуется небольшое хирургическое вмешательство.
— Сейчас в расположении сборной три хороших вратаря – Роин Квасхвадзе, Георгий Макаридзе и Омар Мигинеишвили. Кого поставит Вайсс в основу – я не знаю. Это только тренерское решение. Если исходить из того, что в последнем матче играл Макаридзе, то возможно, именно он выйдет в основе. Но я уверен, что кто бы не вышел на поле – все сыграют на хорошем уровне.
Понимаю, что вопрос выбора соперника — это полностью прерогатива ФФГ и главного тренера, но все же — почему такой странный соперник, как Сент-Китс и Неквис?
— Честно — не знаю! Но думаю, было бы лучше, если бы мы провели этот матч там (смеется) (Сент-Китс и Невис – государство в восточной части Карибского моря – прим.ред.).
А если серьезно, то думаю, что такой соперник выбран с психологической точки зрения, чтобы поднять настрой перед игрой с Молдовой. Думаю, что мы должны обыграть Сент-Китс и Невис уверенно и с большим счетом. Это поможет создать нам благоприятный психологический фон и провести игру с Молдовой на кураже.
— Да, иногда у нас получается хороший первый тайм и плохой второй. И наоборот. Это зависит от многих факторов. Но я не думаю, что сборную Грузии можно назвать командой одного тайма и что мы не можем отыграть все 90 минут на хорошем уровне. Просто, когда результат не тот, все начинают называть какие-то причины.
Это, может быть, подчеркну может быть, происходит из-за того, что не все игроки сборной имеют постоянную игровую практику и играют в своих клубах по 90 минут.
Еще раз отмечу – здесь может быть очень много факторов и составляющих.
Большую волну критики вызвала первая игра отборочного цикла против Австрии, в которой Грузия у себя дома проиграла 1:2. Больше остальных досталось вам и Александру Амисулашвили, который, кстати, после этого завершил карьеру в сборной. Как подобное воспринимают футболисты – им лучше услышать слова критики, чтобы взбодрится, или все же слова поддержки?
— Когда кто-нибудь ошибается — нас действительно критикуют по полной программе. Буквально опускают в дробилку. Я считаю, хотя это лично моя точка зрения, было бы лучше поддержать игроков после проигрыша или ошибки. Не надо постоянно создавать негативный фон. Вот мол – он ошибся, из-за него мы проиграли. Если мы проигрываем, то всегда вместе. И очень легко ткнуть пальцем в кого-нибудь конкретно и сказать: "вот из-за тебя мы проиграли". Это игровой момент и со всяким может случиться.
Часто, футболистам сборной Грузии приписывают плохую физическую подготовку. К тому же, за последнее время, у грузинских футболистов участились травмы: Мчедлидзе, Окриашвили, Чантурия, Квилитая. Это как-то связано?
— Ну вы знаете, на счет травм не соглашусь. Взять, к примеру, того же Джибриля Сиссе, который дважды ломал ногу. А он выступал за Францию и "Ливерпуль". От травмы никто и никогда не застрахован.
А вот то, что мы физически не готовы – это отдельная тема. Понятие физической готовности достаточно относительное. Основная задача физической подготовки сделать так, чтобы футболист смог распределить свои силы на 90 минут и при этом у него не зашкаливал пульс.
Как мне кажется, грузинским полевым игрокам не нужны какие-то большие и мощные мышцы. Мы не такие, как, скажем, немцы, которые всегда привыкли таранить. Мы более техничные футболисты, больше склонные к испанскому футболу. И если взять их сборную – кто там такой мощный и сильный? Хави? Иньеста? Фабрегас?
У нас такие футболисты – их нельзя перекачивать сверхмеры. Но их надо готовить в плане дыхания. И тут мы опять возвращаемся к вопросу игровой практики. Если в клубе ты постоянно проводишь на поле по 90 минут, то и в сборной ты чувствуешь себя комфортно. И может быть из-за этого некоторых хватает только на один тайм – первый или второй.
Чтобы расти в футболе надо попробовать свои силы за рубежом
Скажем, если бы вы были главным тренером сборной, учитывая вышесказанное, рискнули бы вы в товарищеском матче выпустить только игроков Национальной грузинской Лиги, которые постоянно играют по 90 минут? Или тут все-таки не обойтись без опыта?
— Я думаю, что у тех грузинских футболистов, которые играют за рубежом, опыта намного больше чем у местных. Хотя, в данном случае опыт и постоянная практика – это разные вещи.
Такие вещи надо делать постепенно, с умом и постоянно думать об этом.
Тогда поговорим о грузинских легионерах. В этом сезоне Грузия лишилась своего последнего представителя в Топ-5 европейских чемпионатов в лице Левана Мчедлидзе, чей "Эмполи" покинул "Серию А". При этом, порядка 70 грузинских футболистов выступают за рубежом, но все чемпионаты, в которых они задействованы гораздо ниже рангом. Почему происходит такое?
— На этот счет у меня, безусловно, есть свое мнение. Во-первых, самое главное, чтобы расти в профессиональном плане, надо обязательно стать легионером и попробовать свои силы за рубежом.
Уровень грузинского чемпионата не позволяет футболисту достичь своего максимального уровня и продемонстрировать все свои возможности. Это я говорю с чисто профессиональной точки зрения. Как игрок. Деньги – это совершенно другая тема.
Что нужно для того, чтобы расти – высокий уровень чемпионата. К сожалению, такого в Грузии пока нет. Нужны стадионы, нужны необходимые условия – для тренировки, для игры, чтобы ты рос. А не думал перед игрой, чтобы не получить травму.
Здесь есть такой момент. Я разговаривал с ребятами из "Динамо" Тбилиси, и они мне сказали, что, когда играют на выезде на определенных стадионах, думают только о том, как бы не получить травму на том газоне. Как можно расти в таких условиях? Ты перестаешь думать о том – выиграешь или проиграешь, главное не получить травму. Это уже не профессиональный подход к делу. Кто хочет так играть?
Второе – деньги. Современный футболист – уже не просто играет в футбол. Это профессия – это чистый бизнес. У многих ребят семьи. В Грузии очень часто происходит так, что один человек кормит, я не знаю, 20-25 человек. Здесь, в Грузии, не такие высокие зарплаты. Так что совершенно естественно, что игроки хотят уехать играть в другие страны.
Еще один фактор – это сама страна, куда приглашают играть. Хочется жить лучше, правильно? Когда ты уезжаешь в Европу, там жизнь намного лучше, чем здесь. В той же России – в Москве, в Петербурге, там гораздо выше уровень жизни. И вот эти три фактора, как мне кажется, являются основными.
И еще подход к самим футболистам. В некоторых клубах подход не такой профессиональный, как в Европе или в российской премьер-лиге.
Хотя подчеркну, что, когда я играл в Грузии, это точно не относилось к "Динамо" Тбилиси. Как только в команду пришел новый президент Роман Пипия – там все профессионально и на высшем уровне.
Российский чемпионат – очень сложный турнир
Многие грузинские футболисты выступают за российские команды – разброс достаточно широкий, от сильных – до слабых. Чемпионат России — это то место где можно расти? Насколько он силен?
— Конечно – это даже не обсуждается. Сейчас в Европе чемпионат России занимает шестое место. Вот вам и ответ. Российский чемпионат – очень сложный турнир. В нем выступают очень сильные игроки. Ведь уровень чемпионата исходит из этого. Ну, как минимум, один из факторов.
И не забывайте про антураж и стадионы. Сейчас в Грузии только у "Динамо" такой стадион, других я не знаю. Да, несколько арен, более или менее, можно еще назвать, но все равно, они не сравняться с "динамовской".
В России, взять скажем "Открытие Арену" – как ее можно сравнить с другими? Или стадион "Краснодара"? Или "Петровский"? "Локомотив", "Химки" — когда стадионы заполняются… это совершенно другой мир.
А когда выходишь и на трибунах сидят 10 человек и когда они говорят между собой тебе все слышно… (вздыхает)
— Для меня это будет первый опыт выступления во второй Лиге за всю мою карьеру. Я не знаю, как сейчас будет, но как рассказывают ребята, в Самаре болельщики никогда не бросают свою команду. И даже когда клуб играл в ФНЛ – они всегда приходили на стадион поддержать "Крылья". Я уверен, что эта тенденция продолжится и в следующем сезоне, потому что город очень любит свою команду.
Понимаю, что пока рано об этом говорить и спрашивать, но не удержусь. Обычно, когда клуб меняет прописку, переходя из высшего дивизиона в низший, многие футболисты покидают команду. Вы собираетесь оставаться в "КС"?
— Думаю, что у нас состоится разговор с руководством и уже потом будем решать этот вопрос. Но пока, честно говоря, я думаю только о своей руке, чтобы все хорошо прошло и потом уже поговорим.
Вы говорите, что команду в городе любят, на стадион болельщики ходят. Возникает вопрос – почему же "Крылья" так плохо играют дома? Последняя победа в сезоне, правда над "Спартаком", датирована 1 декабря 2016 года?
— Да, это больная тема. На самом деле, во втором круге много чего изменилось в команде. Была очень стрессовая ситуация. Было много давления, с которым команда справилась не лучшим образом. Наверное, это нас подавило.
Что произошло в последней игре против фактически немотивированного "Терека"? Вам достаточно было сыграть вничью, и вы попадали в стыковые матчи?
— Сложно ответить. Скажем, с тем же "Уралом" мы после первого тайма проигрывали 0:1, а в конечном итоге победили 3:1. У нас было три момента во втором тайме, и все три мы реализовали. Если сравнивать эту игру с матчем против "Терека", то у нас тоже были моменты, но мы их не реализовали. Если бы мы забили то, что должны были забить, то может быть и сыграли бы вничью.
Несколько дней назад было объявлено о том, что Темур Кецбая назначен на пост главного тренера "Оренбурга". Перед ним поставлена задача – вернуться в РФПЛ. На клубном уровне он работал в Греции и на Кипре, а также возглавлял сборную Грузии. Как, на ваш взгляд, у него сложится карьера в России?
— Во-первых, я хотел бы поздравить Темура с назначением на этот пост, потому что у нас очень хорошие отношения и я всегда его поддерживаю. Я думаю, что с поставленной задачей он справится. Может быть не с первого места, но он вернет команду в высшую лигу. А что касается РФПЛ, то мне кажется, что он себя очень хорошо проявит в этом чемпионате. У меня есть такое ощущение, что этот чемпионат именно для него, учитывая тот подход к работе, который есть у Кецбая.
В августе прошлого года, в одном из интервью вы сказали, цитирую: "У меня был реальный шанс перейти в АЕК. В команде меня хотел видеть Кецбая, а я, в свою очередь, хотел перейти в его клуб". Но вы остались в "Крыльях". Что произойдет, если Кецбая вас снова позовет?
— Я скажу так – в футболе, особенно в плане переходов, возможно абсолютно все. Я не исключаю такой возможности. Но, я подчеркну, у меня действующий контракт с "Крыльями Советов". Так что посмотрим. Главное для меня сейчас рука. Я пока с Темуром не разговаривал – не хотел его беспокоить, потому что у него сейчас много беготни. Но я ему обязательно позвоню и поздравлю.