В 2008 году правительство Франции объявило конкурс, чтобы со всего мира привлечь интеллектуалов, отличившихся в различных сферах, и предоставить им гражданство. Грузинский художник Леван Мосиашвили в этот поток попал фактически вне конкурса, и такое исключение французы допустили однажды – лишь в его случае. Его персональные выставки прошли во многих регионах Франции – только в этой стране их было более 100. И сегодня его картины выставлены в одной из галерей Лиона.
По сути, произошло чудо, и до сих пор не знакомая многим страна на глазах у всех раскрылась удивительными цветами. Грузия и ее многовековая культура, история и традиции для многих французов стали не только открытием, но и источником любви… Сегодня работы признанного в мире художника-самоучки хранятся в частных коллекциях и галереях многих стран. В нынешнем году, в рамках "Дней Грузии", по инициативе грузинской эмиграции, выставка Левана Мосиашвили состоялась в России. Поступили предложения устроить выставки в Абхазии и Южной Осетии (Цхинвальский регион), что могло бы стать своего рода жестом мира со стороны грузин… Кроме того, он руководит "Клубом друзей" Национальной библиотеки Грузии и занимается администрированием Французско-грузинской культурной ассоциации, участвует в благотворительных гуманитарных аукционах и платит гонорары грузинским студентам.
Леван Мосиашвили сейчас находится в Тбилиси и дал Sputnik Грузия эксклюзивное интервью.
- В Грузии вы окончили лесной факультет Грузинского аграрного университета и получили степень кандидата биологических наук, параллельно овладели театральной режиссурой… А в один прекрасный день мир узнал о вас как о художнике. Такие контрасты исходят от вашего характера?
— Я рисую еще с детства, с пяти-шестилетнего возраста. Так я себя развлекал, будучи "отравленным" сферой искусства. Примерно в пятом классе мои работы вынесли на республиканский конкурс, и я в нем победил… В последних классах я уже был победителем нескольких конкурсов, что придало мне стимул продолжать рисовать.
- Как вы попали во Францию?
— В 2008 году, в один прекрасный день, на мой телефон поступило несколько звонков из Франции. Незнакомый человек предлагал мне переехать во Францию. Я, конечно, воспринял это несерьезно и сказал ему, что мне не до шуток, поскольку нужно опрыскивать виноградник. В конце концов, я поверил…
- Это правда, что вы разбавляли краски кахетинским подсолнечным маслом?
— Да, правда. Мои первые краски были разведены кахетинским маслом. Мой друг Дато специально привозил его из Цителцкаро. Помню, на день рождения преподнес мне десять литров масла… Так что, признание моего творчества, можно сказать – заслуга кахетинского масла и солнца… Представьте себе, что и сейчас я предпочитаю работать в винограднике, нежели с кисточками в руках гоняться за музами. В нынешнем году урожай приняли за хорошую цену, а мои работы кто примет на вес?
- Ваш творческий период делят на две части. В первом случае источником творчества был Кахети, во втором – Тбилиси. Сейчас у вас французский период. А где вы находитесь творчески сейчас?
— На Земле, в совершенно новом мире… Постоянно летать не могут даже летчики, они тоже не выдерживают непрерывного пребывания в воздухе – хотят опуститься на Землю.
- И каков ваш новый мир?
— Считаю, что мой мир цветной, свободный и воздушный. Он – смесь полета, возвышенности и поэзии. Пройденный путь – не свободный. По правде говоря, сам не ожидал того, что создаю сегодня. Я – художник, перешедший в абстрактный период, и это новое видение пришло само. Однако знаю, что в жизни ничего не происходит само собой… Раньше я использовал скромные цвета, сам был скромным и жил в скромной стране, где было множество проблем.
За эти 20 лет многое наладилось, Грузия продвинулась вперед в очень многих сферах. Иностранные друзья говорят мне, что я и сегодня пребываю в Грузии. Это, наверное, потому, что духовность и грузинские ценности присутствуют фоном в моем творчестве, и от этого никуда не деться. Счастье, что я грузин…
- Вы это поняли во Франции?
— Не только во Франции… В других странах тоже отмечают, что в моем творчестве преобладают грузинские темы и типажи. Говорят, что я так и остался Мосиашвили, не стал французским художником. Это приятно и вызывает во мне гордость. Прошло девять лет с тех пор, как по приглашению Франции я туда переехал. До сих пор в шоке и спрашиваю себя: что им понравилось во мне, кахетинце?
- И как вы думаете – что?
— Наверное, та непосредственность, которая есть в моих корнях…
- Сегодня вы занимаетесь администрированием ассоциации в "Грузия-центре", президентом которого является французский юрист Жерар Жерман…
— Я кахетинец и считаю: самое важное, что было сделано от имени этой ассоциации, это мосты дружбы между Кахети и Францией. Знакомство Франции с родным краем, приглашение грузинских детей во Францию, побратимство Сигнахи и Шатонеф… Три года назад я и господин Жерар вместе путешествовали по Грузии, и в пути родилась идея создать эту ассоциацию. Он президент ассоциации, и мы с самого же начала договорились, что администрированием буду заниматься я.
- Он заинтересовался Грузией благодаря вашим картинам…
— Да, так и было. Он довольно серьезная величина в регионе. Самый известный адвокат в Ницце, меценат, помог многим грузинам. Жерар очень гордится существованием центра грузинской культуры и, можно сказать, во Франции осуществляет функцию посольства Грузии — проводит важные встречи и мероприятия.
- Выходит, с Грузией и Кахети вы французов познакомили сначала своими работами, а затем уже реально…
— Да, и не только познакомил, но и заставил полюбить! Самое странное, что наиболее востребованные мои работы относятся не к французскому периоду, а к грузинскому, в частности, кахетинскому, где отображен фольклор. Кроме того, на этих картинах портреты грузинских девушек и парней, грузинские пейзажи. Сегодня в мире кризис не только экономический, но и духовный. Франция – страна любви, Сигнахи – город любви. И по этому мосту должны ходить наши будущие поколения. Я счастлив, что сумел рассказать истории, полные юмора и интеллекта, и являюсь первым художником, которому предложили выставку в ООН, в Женеве. Считаю, что это историческое событие, потому что речь о представлении грузинской культуры. Грузия обязательно должна участвовать в ней.
- Скажите, вам кто-нибудь запрещал рисовать?
— Да, запрещал… К примеру, менеджер во Франции — мол, выставка начинается, а ты все рисуешь и не готов к ней! Помню, я рисовал в стамбульском аэропорту, и мне сказали, мол, здесь рисовать нельзя. Я все время рисую, и кажется, что для себя у меня нет времени… Вот и сейчас мне позвонили и предложили в декабре провести выставку в Гори. Практически, я отчитываюсь перед грузинским обществом, проводя выставки в Национальной библиотеке. В этом году была уже четвертая. Я принимаю все мнения. Рад, когда специалисты и просто зрители отмечают, что в моем творчестве чувствуется высокая степень свободы. Это то, что я в него вкладываю…