Натия Кварцхава
Посмотрите на портреты грузинского фотографа Георгия Кардава, и вы увидите реальность без прикрас. Его работы полностью раскрывают людей, "выворачивают" их, показывая истинное лицо.
Корреспондент Sputnik Грузия пообщался с Георгием Кардава, чтобы узнать, как начался его творческий путь, который обещает быть очень интересным.
- Георгий, расскажите о себе.
Родился я в Грузии, в городке Цаленджиха, а вырос в Зугдиди. Фотографией я занялся, когда в Москве на третьем курсе меня отчислили из университета. Год я был без дела, но мечтал поехать в Мексику и купить барабанную установку. Для этого нужны были деньги, и мой друг посоветовал мне взять у сестры фотоаппарат и начать предлагать всем фотосессии. Чем я собственно и занялся. В Мексику я так пока и не слетал, а на ударных играю до сих пор.
- Когда и почему вы решили уехать из Грузии?
В Москве работал мой отец, мы виделись с ним только летом и на Новый год. В 2000 году родители решили, что пора всем жить в одном городе, а не скучать друг по другу в разных странах.
- В каких проектах вы участвовали, из тех, что вам особенно запомнились?
Проектов было довольно много, но выделил бы я для себя, конечно же, съемку с голливудским актером Робертом Де Ниро, которую мы делали для глянцевого приложения "Коммерсантъ Стиль" с главным редактором издания и моей соотечественницей Нателой Поцхверия. Эта съемка стала своего рода спусковым крючком моей дальнейшей карьеры.
- Вы можете рассказать о проекте Виктории Бони "День с легендой", как вы связаны с ним?
Меня на этот проект пригласила моя подруга Маница Хашба — они работают и дружат с Викой. Девочки очень любят спорт, в частности футбол, и им пришла идея сделать видео-блог. Для проекта они проводят день с известным спортсменом, записывают с ним интервью и просто показывают хронику его жизни. Самыми запоминающимися для меня стали дни с Фабио Каннаваро и Дидье Дрогба. Снимать кумиров детства – незабываемо. Впереди еще много интересного. Я очень благодарен Вике и Манице за такую возможность.
- Вы также числились в авторах мартовского выпуска российской версии мужского журнала GQ, расскажите об этом.
Для мартовского номера GQ я сделал несколько съемок, и редакция предложила мне войти в авторский состав юбилейного двухсотого номера журнала.
- Там вы написали, что не желаете жить в самообмане. А что для вас значит жить, не обманывая себя? Поделитесь формулой.
Так я ответил на вопрос редакции "что такое стиль?". А жить, не обманывая себя, это прежде всего жить в гармонии с собой. Уметь отделять зерна от плевел. Прислушиваться к своим истинным желаниям, отторгая наносное. Это долгая и кропотливая работа над собой, серьезное развитие личности.
- В основном вы делаете портретные съемки. Почему это направление нравится вам больше всего?
Корень в моей природной любознательности и любви к людям. Мне интересны проблемы людей, интересно слушать их истории. Наблюдать за их преодолениями и переживаниями. Их свершениями и падениями. Каждый человек уникален, нет двух одинаковых людей! И нет большей радости для меня, как фотографа, передать эту уникальность. Я люблю влюбляться в своих героев и не стесняюсь показывать это через мой объектив.
- Каким должен быть человек, чтобы он привлек вас для съемки?
У него должен быть какой-то внутренний конфликт, очень серьезная глубина, которую хочется исследовать. Более точного описания у меня нет. Ось, на которую опирается его личность, вокруг которого вся его жизнь крутится. И которую хочется бережно и с любовью изучить, разглядеть, если позволят, потрогать и передать это через фотографию.
- В вашем творчестве преобладают черно-белые фото, почему?
Потому что черно-белый кадр акцентирует внимание на главном – на человеке. По той же причине на моих работах редко можно увидеть украшения, полосатые одежды и прочее.
- Расскажите о вашей самой необычной съемке?
Проект Question & Answer для Mad Art Production. Мне пришлось работать с огромным количеством моделей — 45 человек. Их тела покрыли красной и белой красками и попросили принимать разные позы на огромном холсте. А я должен был снимать сверху получившиеся фигуры. Это была самая масштабная съемка, в которой я когда-либо принимал участие. Очень впечатляющее зрелище.
- В Москве 8 марта открылась выставка под названием "Silamaze", посвященная грузинским женщинам, почему вы решили назвать выставку именно так?
На самом деле "крестной матерью" выставки стала Натела, которая придумала название. Я хотел назвать проект #портретизация — это хештег, под которым я выкладываю все свои портреты в инстаграм и который фактически стал моей визитной карточкой. Но потом мы решили, что раз речь о портретах современных грузинских красавиц, то хорошо бы как-то обыграть эту тему и использовать, например, грузинское слово — silamaze — красота. Кстати, выставка продлится до 31 марта. Так что, все желающие могут увидеть ее в Москве, в ресторане "Казбек".
- Что для вас грузинская женщина? Опишите ее образно, какая она?
Воплощение образа грузинской женщины для меня — моя мама Цицо. Она каким-то удивительным образом сочетает в себе, казалось бы, совершенно несочетаемые качества. Нежная и одновременно очень строгая и требовательная. Ранимая и с виду хрупкая, но готовая ради своих детей и семьи на многое. Стойко и с поднятой головой она стоит перед любыми жизненными трудностями. Готовая поддержать, приободрить и вселить уверенность в меня и сестру тогда, когда нам это нужно больше всего.
- Вы работали со многими звездами российского шоу-бизнеса и не только, кто запомнился вам больше всего? С кем было приятнее всего сотрудничать?
Я всегда с особым теплом вспоминаю съемки с Ксенией Раппопорт. Удивительно чуткая и глубокая личность, она остается собой, несмотря на народное обожание, и вносит неоценимый вклад в общество — ее фонд "Бэла. Дети Бабочки" занимается очень сложной проблемой.
- Вы делали съемку с мэром города Тбилиси Кахой Каладзе, и, кажется, уже не раз, как вам с ним работалось?
С трепетом и некоторым волнением. Для меня, как любителя футбола, было честью работать с самым титулованным грузинским футболистом, на игры которого меня еще маленьким мальчиком водил мой отец.
- С вами однажды произошел немного необычный случай, о котором писали в социальных сетях: о девушке, с которой вы хотели сделать портретную съемку, но не могли связаться. Расскажите об этом. Чем вас заворожила эта девушка?
Для меня Иринка Чхенкели (так зовут девушку) — воплощение истинной грузинской красоты. Ее иконописные черты лица, ее грация и пластика (Иринка — солистка ансамбля "Сухишвили") — это какой-то подарок небес для фотографа. Я действительно долго и безрезультатно пытался с ней связаться. Она, как гордая грузинка, игнорировала мои сообщения. А потом Натела (снова Натела) предложила мне поснимать свою племянницу — и звезды сошлись наконец! Племянницей оказалась именно Иринка.
- Вы комфортно себя чувствуете, держа в руках фотоаппарат, а вы выступали когда-нибудь в роли модели?
В роли модели я оказывался не так часто, но могу сказать, что самое сложное в этом деле для меня — выключить моего "внутреннего фотографа", который норовит дать подсказки во время съемочного процесса.
- Фотография сейчас это очень модно, каждый, ведя, допустим, Instagram, считает, что он уже фотограф. Хорошо это или плохо иметь так много потенциальных конкурентов?
Само по себе это явление не хорошо и не плохо. Люди пытаются выразить себя доступными им способами, развиваться, показать себя и потешить свое эго. Но надо понимать, что фотография — это не только собирать лайки, а кропотливая и ежедневная работа, которой нужно посвящать всего себя, развиваясь и совершенствуясь.
- Есть ли человек, с которым вы бы мечтали поработать?
Таких много, но выделил бы Сержа Танкяна и Тиля Линдемана, музыкальных кумиров детства.
- Как вы думаете, чем отличаются ваши работы от остальных фотографов?
Я не хочу сравнивать себя с другими, но с готовностью могу сравнить себя с собой, каким я был год или два назад: мои работы стали осмысленнее и глубже. Но мне еще расти и расти.
- Что для вас красота?
Сострадание.