Грузия — это маленькая открытая страна, и, конечно, на ее экономику будут влиять как факторы внутри страны, так и внешние региональные факторы, заявил президент Национального банка Грузии Коба Гвенетадзе в интервью Sputnik Кыргызстан.
Глава Нацбанка Грузии принимал участие в конференции, посвященной 25-летию кыргызской национальной валюты — сому, которая прошла на прошлой неделе в Бишкеке.
Рост мировой экономики и риски для национальной валюты
Гвенетадзе отметил, что из-за финансового кризиса 2008-2009 годов рост мировой экономики замедлился, однако в настоящее время глобальная экономика вновь набирает обороты, и Грузия получает выгоды от этих мировых тенденций.
"Вместе с тем, одним из рисков в текущей ситуации является нормализация денежно–кредитной политики Федеральной резервной системы США, то есть когда она начала поднимать кредитные ставки", — сказал глава Нацбанка.
По его словам, раньше, когда учетная процентная ставка ФРС была низкой, был отток капитала из США в развивающиеся экономики, а теперь, когда ставка повысилась, пошел обратный процесс — приток капитала в США.
"Существует риск, что в таком случае доллар будет укрепляться, а другие валюты ослабляться. Поэтому хорошо иметь такой свободно плавающий курс нацвалюты, когда можно получать всю необходимую информацию, а потом всю эту информацию использовать", — отметил Гвенетадзе.
По его словам, в экономике надо создавать буфер, чтобы преодолевать такие шоки, в частности, сокращать фискальный дефицит, если это будет необходимо.
Ожидания населения как фактор влияния на обменный курс
Гвенетадзе отметил, что когда рынок иностранной валюты в стране увеличивается, то в этом случае ожидания населения начинает играть большую роль. Если размер экономики маленький, то одна транзакция может повлиять на курс, а если размер большой – то одна транзакция повлиять не может, а вот ожидания населения могут.
"В Грузии произошло совпадение нескольких факторов – это был конец выборов, заканчивался туристический сезон, и хотя ничего не происходило, но население закупало доллары. И поскольку был очень высокий спрос, началось повышение курса доллара, а потом он уже постепенно снизился", — заявил президент Нацбанка.
Кто в Грузии не сможет взять кредит >>
По его словам, когда был проведен анализ ситуации, то ни что в экономике не предвещало ничего плохого, но ожидания населения и экономических агентов вызвали такой спрос.
"Позднее заместитель директора МВФ отметил, что ожидания населения и других агентов играют очень важную роль. И никто не может управлять этими ожиданиями, это невозможно", — подчеркнул Гвенетадзе.
Обменный курс и долларизация
"Официальный режим обменного курса лари (национальная валюта Грузии) – это свободное плавание. Само это слово означает, что он будет колебаться. Свободный плавающий курс лари нужен, чтобы смягчить шоки, которые могут появляться", — заявил Гвенетадзе.
По его словам, делать какие-либо прогнозы с учетом свободного плавающего курса невозможно.
"Но вместо этого мы учитываем, какие факторы могут на влиять на изменения курса, и предпринимаем меры, чтобы смягчить те последствия, которые могут возникнуть в результате колебания обменного курса лари", — сказал глава Нацбанка Грузии.
Он пояснил, что имеет в виду два направления: первый — это финансовая стабильность, а второй — дедолларизация экономики.
Нацбанк не продавал иностранную валюту ни в прошлом году, ни в этом году, он ее только покупал, то есть, другими словами, мы укрепляем наши резервы иностранной валюты, заявил президент банка.
Нацбанк изменил правила расчета официального курса лари >>
Коба Гвенетадзе отметил, что при свободном плавающем курсе лари необходимо обеспечить финансовую стабильность, хороший банковский надзор с тем, чтобы смягчать последствия колебания курса.
"У нас есть традиционные консервативные способы, такие как надзор. Мы никогда не прячем проблемы, мы всегда открыты для коммерческих банков, чтобы вместе с ними обсудить какие-то проблемы", — заявил главный банкир Грузии.
Нацбанк Грузии принимает меры для дедолларизации экономики, учитывая опыт других стран в этом процессе.
"Мы анализируем ситуацию, составляем программу дедолларизации. Совместно с правительством мы начали осуществление этой программы в 2016 году. Мы обсуждали это с сотрудниками МВФ. Но это не кратскосрочная программа, мы не ожидаем, что процесс дедолларизации осуществится в течение года", — сказал Гвенетадзе.
По его словам, в 2016 году доля кредитов в долларах составила 65% кредитов, т.е. долларизация уменьшилась на 10 процентных пунктов, а кредитов физических лиц на 15 процентных пунктов.
"Мы будем продолжать этот процесс. Например, Израилю для дедолларизации понадобилось 15-20 лет",- сказал Гвенетадзе.
Инфляционные риски для Грузии
Президент Нацбанка Грузии отметил, что не видит рисков для повышения уровня инфляции, но ситуацию очень внимательно изучает.
"Одним из рисков для уровня инфляции в нашей стране является тот факт, что у Грузии очень большой импорт. Например, 100 % нефтепродуктов приходится завозить, у нас нет собственных ресурсов, и это может повлиять на уровень инфляции. И конечно, если доллар будет укрепляться, а другие валюты ослабляться, то это также будет оказывать давление на уровень инфляции", — сказал Гвенетадзе.
По его словам, Нацбанк проводит политику инфляционного таргетирования, собирает всю необходимую информацию, анализирует ее, чтобы быть в курсе и принять соответствующие меры. Целевой показатель инфляции в Грузии составляет 3%, а уровень годовой инфляции в апреле — 2,45%.
Инфляционное таргетирование — режим денежно-кредитной политики, при котором конечной целью денежно-кредитной политики заявлена ценовая стабильность, Национальный банк посредством процентной политики предпринимает меры по ее обеспечению.
Нацбанк Грузии планирует смягчить монетарную политику
По словам главы Нацбанка Грузии, решение о смягчении или ужесточении денежно-кредитной политики в стране принимает комитет по монетарной политике, который собирается восемь раз в год.
"Мы публикуем прогноз учетной ставки на следующие два года. Грузия является одной из девяти стран, которые начали публикацию прогноза учетной ставки. Мы посчитали, что есть в этом необходимость, так как инфляционное таргетирование требует активной дискуссии", — заявил Гвенетадзе.
По его словам, когда принимается какое-либо решение, мы должны объяснить, почему мы его приняли.
"В то же время мы должны показывать бизнес-сектору, какие у нас планы на будущее, потому что изменения монетарной ставки повлияет на их деятельность. Так, к примеру, на днях мы издали квартальный отчет о монетарной политике, в котором отметили, что мы пока не меняем монетарный курс, но в ближайшем будущем мы планируем смягчить политику. Но это не означает, что это наше обязательство, мы просто делаем прогноз", — сказал глава Нацбанка Грузии.
Реальная стоимость кредита уменьшится в Грузии в два раза >>
По его словам, если поменяются обстоятельства, то бизнесу необходимо объяснить, что мы планировали вот так, а теперь, в связи с изменениями, мы ужесточаем, и почему это делается.
"В течение одного квартала мы будем поддерживать учетную ставку, а потом будем ее снижать. Следующая встреча нашего комитета состоится 13-15 июня, и, если ситуация изменится, то мы соответствующе отреагируем", — подчеркнул Коба Гвенетадзе.