Его зовут Давид Симония, ему 27 лет и больше всего на свете он любит свою родину — Грузию. Любит не за то, что она родила его любимого-талантливого, нет, а за то, что она таит в себе несметное количество духовного богатства, уникальной культуры и традиций, которые вдохновляют и делают счастливыми.
Наивно-прекрасный мир грузинской художницы>>
Так, Симония изучил и создал современную мифологию Тушетии, удивительно красивого края Грузии. Он населил ее землю духами, которые оберегают все самое главное. И эти духи живые, они реально живут. Только взгляните на его творчество, и вы в них поверите.
- Давид, почему Тушетия? Что вас связывает с этим красивейшим краем Грузии?
— Я много путешествую по Грузии и однажды захотел объединить три любимых дела – путешествия, фотографию и рисование. Так и были сначала созданы мои первые иллюстрированные сказки о Хевсуретии. После этого я поехал на две недели в Тушетию и решил рассказать о тамошних чудесах в той же форме, в иллюстрированных сказках. А связывает меня с Тушетией местный народ, ландшафт и особенная любовь к культуре.
- И все-таки как вы придумали мифологию современной Тушетии? Как у вас появилась эта идея?
— Говорят, что в современном мире уже нет тех условий, в которых раньше создавались мифы. Технологические и культурные перемены сменили и заставили исчезнуть тот народ, который создавал сказки. Я, признаться, частично согласен с этой мыслью, но, с другой стороны, думаю, что еще пока существуют места и люди, которые не потеряли то первобытную наивность и тесную эмоциональную связь с природой, что являются обязательными условиями для создания мифологии. А Тушетия — именно такое место, где вы, если окажетесь, не думаю, что не сможете не заметить то особенное волшебство, которым наполнены все места, камни, ручейки, тропинки. Там все подсказывает тебе создать сказочные персонажи истории. И я этим соблазнился.
- Скажите, как в вашей голове появились персонажи сказок?
— Во время путешествия по Тушетии, кроме наблюдения за ландшафтом, я контактировал с местными людьми, слушал их истории, присматривался к их характерам и жизненным устоям. Все это потом в моей голове переработалось, переродилось в символы, в метафоры, и вот так создались мои персонажи — духи.
- Расскажите о них. Кого эти духи оберегают?
— К примеру, Окала — одно из сказочных существ, которое оберегает аварийную башню в селе Квавло. В Квавло правда живет человек, в разговоре с которым я узнал, как он с большой любовью заботится об этой башне. Подобные основы есть почти у каждого моего персонажа. В основном они оберегают то, что представляет ключевое значение для Тушетии — старые здания, путников на опасных дорогах, население, живущее в деревнях на отвесных склонах, и т.д.
- А есть у ваших персонажей-духов какая-то историческая основа?
— Перед тем, как начать работать над тушинскими сказками, я познакомился с грузинским ученым, ведущим культурно-этнографические исследования этих опросов. И от него я узнал, как жили раньше тушинцы, чему поклонялись, какие имели традиции. И все эти знания я, конечно, использовал в какой-то дозе в своей работе. Но моя главная цель все же опираться на современность и, соответственно, создавать современную мифологию. Этим я хочу доказать, что в современной Тушетии до сих пор жив дух сказок, живы фантастические существа и мифологические создания. В этом особенность этого края.
- Знаете, рассматривая ваш профиль в Facebook-e, я узнала, что одно из придуманных вами сказочных существ даже стало объектом для тату. Как это произошло?
— Однажды в одном из баров ко мне подошла незнакомая девушка, заставила меня покраснеть от комплиментов и попросила разрешения превратить в тату одного персонажа из хевсурской серии — его звать Матура. Я, разумеется, согласился, потому что, когда ты что-то создаешь, оно уже становится не только твоей собственностью, а может продолжить отдельную независимую жизнь, как тот персонаж на коже той девушки. А спустя некоторое время я увидел фотографию (девушка отправилась с Матура к морю). И у меня создалось тогда такое очень возвышенное настроение, очень интимное, будто созданное мною с глубокими эмоциями существо ожило и стало жить своей жизнью, с той девушкой.
- Кстати, расскажите о технике, в которой вы работаете. Это коллаж?
— У техники, в которой созданы эти работы, нет какого-то конкретного традиционного названия, поскольку это сравнительно новое веяние. Самое правильное будет назвать это фотомонтажом, так как я монтирую на фотографии нарисованные рукой рисунки.
- А выставку вы не планируете?
— Когда соберу какое-то определенное количество работ, я обязательно хочу устроить выставку в одной из деревень Тушетии, под открытым небом. Это будет неким ритуалом возвращения домой этих персонажей. К тому же сегодня регионы нуждаются в проведении культурных активностей, которые там в дефиците. Поэтому я хочу моей выставкой внести свою лепту в решение этой проблемы.
- Насколько я знаю, вы не хотите останавливаться только на выставках, а хотели бы превратить свой проект в некий "мифологический тур"?
— Сегодня приезжающим в Грузию туристам устраивают в основном исторические или гастрономические туры, что само по себе является минимальной частью реального лица Грузии. У грузин, помимо многообразной кухни, есть и вкусная мифология, которая почему-то остается в тени. И я хотел бы показать гостям страны эту сторону моей родины.
- А не хотели бы вы сделать подобные проекты и о других регионах и краях Грузии? Так вы бы создали современную мифологию всей страны.
— Я хочу вновь объездить Грузию, как только у меня будет возможность. Но на сей раз с конкретной целью — найти вдохновение для создания фантастических персонажей и историй. Для этого нужно много времени и сил. Но сам процесс для меня настолько приятен, что я, наверное, так и поступлю.
- Давид, а расскажите о себе. Откуда вы? Что окончили? Чем занимаетесь в жизни?
— Я родился в Самегрело, в Сенаки, там же окончил школу. В Тбилиси перебрался для учебы в Театральном университете и овладел тут киноискусством. По профессии я киновед. Я и работал в этой отрасли. Но у меня много профессий — я художник, фотограф, повар, графический дизайнер. Сейчас больше занят графическим дизайном, беру частные заказы, создаю брендинг, рекламные материалы, дизайн и многое другое.
- Каким проектом вы особенно гордитесь?
— Я с детства увлечен топографией и каллиграфией. И я вернулся к этой теме и оживил старую грузинскую традицию, согласно которой каждый новый абзац любого рукописного текста начинался с заглавной декоративной буквы. Так я создал декоративную версию всех грузинских букв, а в итоге получился очень интересный, усыпанный орнаментами алфавит. Через некоторое время я еще раз вернулся к теме грузинской письменности и создал грузинский цифровой шрифт. Я хочу еще более основательно проработать эту тему, поскольку у грузинской письменности просто огромный потенциал.
- Все же фотография или художество?
— Я не могу выбрать. Поэтому и объединил оба эти направления воедино и монтирую в собственных фотографиях свои же рисунки.
- У вас есть кумир в вашей сфере?
— Если говорить о мифологии, то кумира у меня быть не может, так как мифологию создают народ, а не один конкретный человек. Среди иллюстраторов я очень люблю Гарри Кларка. А Келлская книга, созданная ирландскими монахами в 800-м году, является для меня высочайшим образцом дизайна и иллюстрирования.
- Насколько я знаю, вы являетесь большим киноманом. Что для вас значит кино?
— Для меня кино – это универсальная отрасль искусства, которая в свою очередь объединяет в себе все сферы искусства – фотографию, драматургию, художество, дизайн и так далее. Следовательно, кино является миром огромнейших возможностей и безграничных впечатлений. С кино меня связывают особенные сантименты. Я почти каждую неделю хожу в кинотеатр и перед экраном чувствую себя, как дома.
- Вы очень любите путешествовать. Где уже побывали и куда собираетесь?
— Путешествовать я не то, чтобы люблю, путешествия – мой главный источник вдохновения. Я с детства склонен к открытию и посещению новых, неизвестных для других или малоизвестных мест и продолжаю это до сих пор. Моя страна дает мне эту возможность. Вокруг нас есть еще множество пещер, водопадов, каньонов, минеральных вод или просто красивейших мест, которые стоит открыть. Я объездил почти всю Грузию, но хочу изучить эту землю еще более основательно. Так что пока желания отправиться в путешествие куда-то в другое место у меня нет. Я ведь не знаю, встретят ли меня там такие мифологические персонажи.
- Давид, вы часто пишите о том, что регионы Грузии таят в себе огромный потенциал, особенно с точки зрений культурно-образовательных мероприятий. Могли бы вы предложить в этой сфере что-нибудь новое?
— Знаете, некоторый период я работал в Национальном киноцентре, и в рамках одного очень хорошего проекта мне приходилось контактировать со школьными учителями различных регионов Грузии. И, представьте себе, несмотря на дефицит культуры и образования в периферии, местные дети проявили такой потенциал, что я удостоверился в том, что районы – это настоящие золотые месторождения, которые просто нуждаются в том, чтобы их открыли. Сейчас понемногу культурные процессы перебираются от центра к периферии, и я, когда у меня есть выбор, ставлю и буду ставить в свои приоритеты именно регионы.
- Я видела, вы снимали какой-то проект в грузинском метро. Что это было?
— Да, недавно часть трудоустроенных в метро громко заявила о проблемах своего рабочего места. Это был настолько смелый и достойный прецедент, что этими людьми заинтересовался мой друг-кинорежиссер. И он решил сделать сюжет о невидимом труде рабочих метро. А я помогал ему в технических и операторских работах. Мы два дня жили жизнью местных работников, обнаружили очень достойных, отважных, но угнетенных людей. Мы сняли их и помогли им в том, чтобы донести их крик помощи о тяжелых условиях труда до широкой общественности.
- Что больше нравится снимать – людей или природу?
— Для меня главный объект наблюдения – это человек. Соответственно, снимать людей мне нравится больше. Просто у меня не часто это получается, поскольку я не хочу доставлять им дискомфорт моим интересом и направленным на них объективом. А природу я снимаю для того, чтобы рассказать, какими являются живущие в этих условиях люди.
- Давид, о чем вы мечтаете?
— Мечтаю о том, чтобы суметь вытащить из моей головы все мои фантазии и реализовать их.