Тбилисец Отар Киквидзе уже 25 лет бороздит на корабле воды Голландии, Бельгии, Германии. Парусным спортом заинтересовался еще в Тбилиси, будучи школьником. Затем окончил Батумское мореходное училище и уже в 20-летнем возрасте получил статус помощника капитана.
Члены его экипажа – словацкие, чешские, голландские и филиппинские моряки. За годы плавания грузинский капитан заслужил их доверие и завоевал определенный авторитет в этой сфере. Работал в таких известных фирмах, как Van Oord и Smit tak en Salvage. В настоящее время управляет танкером, который перевозит нефть. Sputnik Грузия связался с ним прямо во время плавания.
- Как и когда началась ваша голландская сага?
- Голландия издавна славилась как морская страна. Петр Первый учился морскому делу именно в Голландии. В международной морской терминологии по сей день используются голландские термины. В 90-е годы, когда в Грузии все смешалось, у нас начали продавать грузинские суда. После долгих раздумий я решил, что на тот момент Голландия была самой подходящей для моей профессии страной.
- В Грузии вы не жили в морском городе… Стать капитаном корабля мечтали с детства?
- Я родился и вырос в Тбилиси, там же окончил школу. Да, все началось с детства. Кажется, в классе пятом мы с друзьями поднялись на Черепашье озеро, и тогда впервые я оказался на парусной лодке. Парусный спорт меня настолько очаровал, что после окончания школы продолжил учебу в Батумском мореходном училище. В 20-летнем возрасте уже стал третьим помощником капитана. Это был период, когда в Грузии начался хаос, и я оказался в Голландии.
- Что вас больше всего поразило тогда в Амстердаме?
- Все, что впервые увидел и ощутил… Самый большой шок испытал от чувства свободы, которое царит в этой стране. Вскоре я осознал, что, если этой свободой воспользоваться неправильно, она может стать твоим врагом.
- Каково быть грузинским капитаном голландского корабля?
- Нужно любить свое дело и быть организованным, иначе ничего не получится. Могу без преувеличения сказать, что члены моего экипажа ценят своего грузинского капитана и с удовольствием с ним работают. Думаю, что причина тут в том, что в Голландии я, как и они, начал жизнь с нуля и прошел все, что прошел каждый из них. Кроме того, что у меня уже есть в этой сфере определенный опыт, я их прекрасно понимаю и легко нахожу общий язык. Часто рассказываю о Грузии, и они уже знают о Шота Руставели, знают о важных вехах нашей истории. Чувствуют, что я очень горжусь своим происхождением, и из-за этого еще больше уважают.
- Над вашим голландским судном развевается грузинский флаг…
- Когда Грузия обрела независимость, мы были в Буэнос-Айресе и как раз там впервые подняли грузинский флаг. А на голландском судне я установил маленький грузинский флаг, с которым мы выходим в море. Возможно, это кому-то даже не нравится, но на корабле этот вопрос решаю я, к тому же у меня есть согласие менеджера голландского флота. Грузинские моряки, работающие на иностранных судах, видя грузинский флаг, радуются, как дети…
- Какой рейс был самым запоминающимся?
- Когда идешь в рейс, должен быть готов ко всему. Для этого нужно быть сильным – как физически, так и духовно. В 2011 году, в феврале, когда я еще не был капитаном, поскользнулся на палубе и упал в воду. Спасательного жилета на мне не было, а температура воздуха – не более четырех градусов. Это заметил один из членов экипажа и помог выбраться из воды. Если бы было течение, или тот человек меня не увидел, я долго не продержался бы. Тогда я впервые взглянул в глаза смерти и на себе испытал, что такое морское братство и верность… Кстати, в этом мне не раз приходилось убеждаться и впоследствии.
- Вопрос, который я задаю всем грузинам, живущим за рубежом: по чему вы скучаете в Грузии?
- В Грузии я скучаю по всей Грузии… Главное, по грузинскому теплу, которое пока не утеряно. Скучая по грузинской речи и отношениям, часто общаюсь даже с незнакомыми грузинами. Лишь бы на грузинском языке, и я с удовольствием говорю обо всем и ни о чем… Мне кажется, нигде не чувствуется между людьми такого тепла, как в Грузии. И как раз этого тепла мне не хватает в рейсе и на суше в стране, ставшей второй родиной.