Тато Ласхишвили: Вложения в СМИ - надежный политический капитал

Подписаться
- Последние события в стране показали, что вложение денег в СМИ оборачивается надежным политическим капиталом.

ТБИЛИСИ, 5 дек - Новости-Грузия.

Последние события в Грузии показали, что СМИ все еще играют значительную роль в политической жизни на постсоветском пространстве. О том, как работают медиа Грузии, какие проблемы испытывают, и с чем им придется столкнуться в ближайшее время, в беседе с корреспондентом РИА Новости рассказал делегат ФЕАМ-2012, главный редактор газеты "Свободная Грузия" Тато Ласхишвили.

— Как вы оцениваете состояние медиарынка Грузии, какие основные проблемы там сегодня существуют?

— Как представитель газеты могу сказать, что за последние годы система средств массовой информации Грузии претерпела существенные преобразования. Одни печатные издания и телерадиокомпании временно прекратили свое существование, другие изменили свой стиль, идеологию, учредителей и т.д.

Наряду с этим создавались новые средства массовой информации, которые качественно не изменили состояние информационного пространства в стране.

По статистическим данным, в Грузии действует более 150 СМИ. Все эти издания частные. Через процесс разгосударствления прошли несколько центральных газет.

Разумеется, количественные характеристики никак не совпадают с качественными. Только очень наивный человек поверит, что все эти полторы сотни изданий являют собой образцы влиятельности и респектабельности. Во многих случаях речь идет о довольно бедных и непрезентабельных изданиях, какой-то смеси таблоида и дайджеста.

По своим объемам грузинские издания преимущественно малотиражные.

На сегодня ощущается сокращение аудитории ежедневных газет, но оно во многом компенсируется увеличением читателей еженедельников и ростом рынка журналов, в том числе за счет прихода на него местных версий некоторых зарубежных журнальных брендов.

Доминируют общественно-политические газеты. Правда, в последние годы возросло число развлекательных изданий, но уменьшилось количество литературных и научно-популярных печатных СМИ.

Рекламный рынок невелик, население у нас сравнительно малочисленно, как и территория страны. Это объективные факторы, ничего не поделаешь. Так что основные тенденции масс-медиа Грузии отчетливо прослеживаются, главным образом, в Тбилиси.

Что касается ТВ, можно сказать, что ведущие каналы подконтрольны властям и влиятельным политическим и экономическим кругам грузинского общества. Последние события в стране показали, что вложение денег в СМИ оборачивается надежным политическим капиталом.

— Как сочетаются традиционные грузинские СМИ с интернетом, соцсетями?

— Потеря традиционной прессой своих читателей отчасти связана с ростом информационной роли онлайновых СМИ. Помимо средств массовой информации, представленных исключительно в сети интернет, все печатные издания в настоящее время имеют собственные электронные версии.

Следует отметить, что рекламные доходы интернет-медиа в Грузии превышают аналогичные доходы печатной прессы. Популярность ведущих сайтов медиасектора за последние годы  возросла в несколько раз. Этому способствует подключение интернет-изданий к социальным сетям.

Анализ поведения интернет-аудитории показывает, что в случае событий большой важности читатели в первую очередь обращаются за новостями в соцсети, на страницы онлайновых СМИ. Но, получив первичную информацию, пользователи сети затем, как правило, посещают сайты серьезных изданий, чтобы прочесть там соответствующие комментарий.

— Как редакции строят свою работу с учетом новых технологий и новых возможностей?

— Естественно, экономические проблемы по-прежнему остаются для изданий очень серьезными, так как ограниченные финансовые средства не позволяют нам внедрять новые технологии и в полном масштабе использовать новые возможности.

Мы хотим разобраться, должно ли быть наше издание массовым или специализированным, каким образом выстроить программную концепцию, политику подписки и розницы, привлечения рекламодателей и многое другое.

И хотя это, казалось бы, частные вопросы конкретных предпринимателей медиабизнеса, они непосредственным образом влияют на расширение информационного пространства, создание многопланового информационного сообщества.
Наша работа хоть и бизнес, но бизнес специфический, и подразумевает некоторую идеологию издания. От того, как будут развиваться средства массовой информации, самым непосредственным образом зависят судьбы демократии, перспективы всего прогрессивного развития общества.

Мне, человеку, представляющему русскоязычную газету, кажется, что формула успеха заложена в инвестировании и более смелом осуществлении совместных информационных проектов. Это можно рассматривать как определенный шаг к конвергенции,  позволяющей изменить существующую бизнес-модель, радикально пересмотреть стратегию работы СМИ на постсоветском пространстве и перестроить работу наших организаций под новую реальность.

Не поленюсь в сотый раз повторить, что конвергенция, способствующая улучшению качества редакционных продуктов, является  единственной  жизнеспособной бизнес-моделью для русскоязычных медиакомпаний, стремящихся выжить в нашу эпоху.

Гораздо проще реализовать объединение на малых рынках, потому что это обходится сравнительно недорого, и маленькие рынки с большей готовностью воспринимают концепцию и преимущества конвергенции.

— В настоящее время весь мир находится в каком-то подвижном состоянии — национального развода и экономического бракосочетания. Как вы относитесь к процессам глобализации и локализации на постсоветском пространстве?

— Я где-то читал, как Чехова однажды посетили дамы. Они вошли, наполнив комнату ароматом розовой воды и оживлением, и уселись в креслах напротив хозяина, улыбаясь и наслаждаясь его смущением.

— Антон Павлович, — обратилась к нему одна из них, — чем, по-вашему, кончится война?

— Вероятно, миром, — стесняясь, ответил Чехов, который этого вопроса явно не ожидал.

— Разумеется, миром, — живо  возразила другая дама, — но кто победит?

— Я думаю, сильнейший.

— А вы сами, на чьей стороне, кого вы больше любите, турок или греков?

Антон Павлович, должно быть, вконец растерявшись, потер пенсне — и виновато улыбаясь, ответил:

— Я …мармелад люблю.

Вот так и я являюсь сторонником так называемой "глобальной локализации", которая позволяет адаптировать всемирные продукты ко вкусам местных потребителей.

Антон (Тато) Ласхишвили — родился в 1960 году в Кутаиси, в 1982 году окончил Грузинский политехнический институт, в 1990 году — факультет журналистики ТГУ им. Джавахишвили.

В 1981-1991 гг. работал спортивным комментатором на ТВ Грузии, вел репортажи на московской радиостанции "Маяк", готовил сюжеты для Центрального ТВ СССР.

С 1991 г. Тато Ласхишвили — первый заместитель главного редактора газеты "Свободная Грузия", с 1998 г.- главный редактор газеты.
Член Экспертного совета РИА Новости по проблемам постсоветских стран.

Лента новостей
0