Газета с акцентом – "Свободная Грузия" возобновила выпуск

Подписаться
О том, как удалось возродить издание и начать работу, в интервью "Новости-Грузия" рассказал главный редактор Тато Ласхишвили.

ТБИЛИСИ, 6 июня – Новости-Грузия, Нази Жоржолиани. В конце мая 2013 года после семимесячного перерыва, связанного с финансовыми трудностями, был возобновлен выпуск одного из самых известных русскоязычных изданий Грузии – газеты "Свободная Грузия".

О том, как удалось возродить издание и начать работу, в интервью "Новости-Грузия" рассказал главный редактор Тато Ласхишвили.

- Когда и по каким причинам был прерван выпуск газеты, и в каком виде она существовала по сегодняшний день?

- Последний номер газеты "Свободная Грузия" вышел 27 сентября 2012 года, прямо перед выборами. С того дня печатная версия нашей газеты не выпускалась. Мы восстановили газету с мая 2013 года. Это произошло по инициативе госминистра по вопросам реинтеграции Пааты Закареишвили при финансовой поддержке министерства культуры и охраны памятников Грузии. Для нас это очень важный момент. И дело не только в финансах. Главное, на мой взгляд, то, что государство этим шагом показало отношение к русскоязычной прессе. Это шаг, который восстановил информационную поддержку русскоязычного населения Грузии. Это важно как для газеты, так и для представителей национальных меньшинств, не знающих пока государственного языка. За последние годы наше население настолько овладело грузинским языком, что довольно свободно понимает содержание новостных программ телевидения. Что касается аналитических передач, то здесь необходимо серьезное знание языка. В этом, как раз возникают проблемы.

- Какой круг тем вы считаете сейчас самым главным? На что будете обращать особое внимание?

- Газета "Свободная Грузия" - общественно-политическое издание. И мы пытаемся не упустить из поля зрения ни одно событие, которое происходит в нашей стране, ни одно событие, которое касается Грузии. И, конечно, наша газета будет нацелена на позитив. Это не исключает критических статей и определенных критических оценок со стороны авторов, но мы будем настроены на позитив. У нас много тем, которые отражают события, происходящие в стране и регионе. Есть интересные рубрики, которые касаются как политики, так и развлечений. Одним словом, в газете мы будем публиковать все то, что интересно читателям.

- В каком составе вы восполняете коллектив, который, наверно, был растерян за время, пока газета не печаталась? Удалось ли сохранить команду?

Очень сложно было в этих условиях сохранить команду, но я скажу, что мы связи с журналистами и авторами не теряли. Команда будет постепенно восстанавливаться.

- Есть ли какие-то новшества? Чем вы удивите читателя?

- Главное, что газета начала выходить. Это новшество. В социальных сетях есть страницы "Свободной Грузии". Мы контактируем через соцсети с нашими читателями, которые предлагают свои материалы. Но в этих материалах, к сожалению, превалирует негатив. Я думаю, мы вместе должны менять наше мышление. Негатив никогда не приводил к успеху. Только на позитивном мышлении можно выйти из великой депрессии, в которой, к сожалению, находится наше общество. Мы пытаемся сейчас привлечь экспертов и специалистов, которые будут освещать те темы, которые волнуют социум. Это, в первую очередь, экономика. У наших граждан очень низкий уровень жизни. Нужно вместе искать пути, предлагать варианты, чтобы совместно с обществом и госструктурами постепенно одолевать наши проблемы.

- Будете ли вы привлекать к работе молодых журналистов?

- Я считаю, при нынешнем уровне русскоязычной журналистики в Грузии, это просто необходимо. Мы это практиковали в те годы, когда было более или менее нормальное финансовое положение. Газета сотрудничала с молодыми журналистами, которых к нам на практику направляли вузы. Несколько молодых авторов готовили для нас материалы и после окончания практики и учебы. Но годы стагнации, к сожалению, вынудили этих журналистов искать другие рабочие места. Как и в любых сферах, у нас тоже дефицит кадров. Совместно с коллегами мы отдельно разрабатываем программу возрождения русскоязычной журналистики. Для того чтобы это воплотить в жизнь, необходимы финансы. Не только наши желание и воля будут главными для успеха в этом деле.

- Есть ли конкуренция в сфере русскоязычной прессы в Грузии? Как вы оцениваете состояние русскоязычных СМИ?

- Я бы не назвал это конкуренцией, потому что когда русскоязычные СМИ, я имею в виду печатную продукцию, главной целью ставят выживание - в таких условиях существование нескольких газет и журналов на русском языке нельзя назвать конкуренцией. Кстати некоторые из них пользуются успехом. Они по уровню и содержанию очень достойные и могут конкурировать даже с теми СМИ, которые завозят из-за рубежа. Но для конкуренции должны быть условия. Экономический кризис, который на экранах нашего телевидения, назывался успехом, породил две категории потребителей печатной продукции. Одна категория – это покупатели, а вторая – читатели. Мы лет 7 назад провели мониторинг и получили такие результаты: один экземпляр нашей газеты, в среднем, читали 13-14 человек. Это очень критический показатель. Газета имеет такую особенность: она доставляет удовольствие, когда читаешь ее, сидя в кресле, например. Но не на улице или в офисе, когда тебе передают газету, чтобы успеть просмотреть. Многие не имели возможности покупать издание. Это должно стать предметом серьезного обсуждения, если кого-то интересует существование русскоязычного медиафонда в Грузии. Он необходим для сохранения целостности информационного пространства Грузии, ведь русский язык – это язык межнационального общения на Кавказе, и не только в нашем регионе.

- В чем главная проблема русскоязычных СМИ?

- Русскоязычная пресса нуждается не в косметическом финансировании, а в полном. Пока не развит печатный рекламный рынок, нужно изменить подход к принципу финансирования газеты. Раз покупательная способность нашего населения, особенно русскоязычного, низкая, нужно более активно субсидировать. Что касается низкой платежеспособности, о которой я говорю, надо учесть возрастной состав. Потребителями нашей продукции не являются молодые люди, они к печатной продукции относятся более осторожно и потребляют информацию в онлайн режиме. Представителей старшего поколения, которые привыкли к бумажной версии, нельзя терять. Но их покупательная способность очень низка. Поэтому надо субсидировать. При поддержке фонда "Русский мир" мы выпускали "Народную газету", и принцип финансирования был именной такой: 80 процентов стоимости газеты покрывал фонд. И газета, которая выходила раз в месяц, стоила не 1 лари, а 20 тетри, и раскупалась буквально за  10 дней. Этот эксперимент показал, что потребность в русскоязычной продукции существует, но нет возможностей. Перефразируя слова из одного известного фильма, скажу: чтобы наши возможности совпадали с нашими желаниями, необходимо применять принцип субсидирования.

- Не повлияет ли принцип субсидирования на объективность издания?

- Главная цель нашего издания – информационная поддержка, а не промывание мозгов наших читателей.

- Почему в Грузии так не развит печатный рекламный рынок? Ведь это альтернатива госсубсидированию…

- Важно правильно распределить рекламу между различными СМИ. Примерно 50% рекламного продукта должно идти на телевидение, 20 – на радио и по 15% - в газеты и журналы. Тогда получается полное воздействие. А в Грузии вся реклама сосредоточена на телевидении. Но, например, реклама банков более интересна и совершенна в газете, потому что телевизионная реклама не дает возможность банку перечислить весь пакет услуг. Произошла монополизация рекламного рынка. Это механическое перетягивание денег из одного кармана в уголок другого кармана. Другая проблема в том, что внешняя и внутренняя информационная политика в нашей стране не совпадают. Мы в Латвии, к примеру, рекламируем свои курорты, а здесь ни одного рекламного объявления о тех же условно "кобулетских домах отдыха" нет. Есть воздействие только на латышскую публику. Но если продукт хороший, его нужно рекламировать и за рубежом, и у себя. Сейчас грузинские рекламодатели идут по неправильному пути.

- Есть ли какая-то специфика у Грузии по сравнению с другими странами в плане русскоязычной прессы?

- Смотря, какие страны. В Армении и Азербайджане, например, те же проблемы, что и у нас. В Азербайджане, насколько мне известно, чуть больше русскоязычных газет. В Армении, как и в Грузии, есть несколько очень интересных изданий. Но без финансовой поддержки эти газеты существовать не смогут. Покупательная способность влияет на тираж, а без тиража в издание не приходят рекламодатели. Главная цель – превратить русскоязычную медиаиндустрию в инвестиционно привлекательный бизнес.

- С какой периодичностью будет выходить газета и как будет распространяться?

- "Свободная Грузия" будет выходить один раз в неделю. 50% тиража распространяются через агентства и в розницу. Другие 50 % при финансовой поддержке министерства культуры будут бесплатно распространяться целевой аудитории: русским общинам, неправительственным организациям.

- Какие цели Вы ставите перед газетой? Какова ее миссия?

- Главная цель газеты "Свободная Грузия" – информационная поддержка представителей национальных меньшинств. Недопустимо, чтобы они отставали от тех процессов, которые происходят не только в Грузии и в регионе, но и во всем мире. Я имею в виду процессы глобализации. Национальные диаспоры должны идти в ногу со временем. Если говорить в целом о русскоязычной прессе, выходящей на постсоветском пространстве, я считаю, что это пресса с акцентом. Поясню на примере нашей газеты: в Грузии считают, что она по содержанию носит немножко русский акцент, в России говорят, что это издание имеет грузинский акцент. Я считаю, это нормально. Наши авторы-грузины проявляют лояльность к России, а русские - к Грузии. Это является положительным моментом, тем более на фоне тех кризисных отношений, которые сложились между Россией и Грузией. Все говорят о диалоге, но диалог надо начать не на уровне политиков, а именно через средства массовой информации, надо приоткрыть хоть диалоговую форточку, чтобы начать диалог. Диалог не должны начинать политики, потому что настрой политиков очень радикальный, неперспективный. Налаживать отношения нужно представителям интеллектуальных кругов России и Грузии. Мы должны начать вместе строить двухстороннюю дорогу между нашими странами. В этом главная роль должна быть отведена именно средствам массовой информации. Думаю, что май 2013 года будет моментом нового отчета времени. И этот отчет будет нацелен на позитив. В океане негатива нужно строить белый пиар, позитивную журналистику. Нужно создать необходимый информационный фон, чтобы завтра или послезавтра, когда созреют политики, им было проще принимать решения.

Лента новостей
0