09:45 23 Марта 2019
Прямой эфир
  • EUR3.0327
  • 100 RUB4.1751
  • USD2.6821
Спектакль Шинель в театре Грибоедова

"Шинель" Грибоедовского театра: зачем обижать друг друга, если можно любить?

© Sputnik / Alex Shlamov
Мнение
Получить короткую ссылку
Анастасия Шрайбер
Культурная жизнь Грузии (951)
622111

Режиссер Автандил Варсимашвили показал социальную сатиру на все, что происходит сегодня вокруг нас

Почему полезно перечитывать классику? Потому что каждый раз ты находишь в ней то, чего раньше не замечал, или то, что, как нельзя лучше, мощнее и в десятку отзывается на вызовы современного мира, на вызовы сегодняшнего дня и сегодняшнего тебя.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

Вот, к примеру, режиссер Автандил Варсимашвили, взявшись за знаменитую "Шинель" русского классика литературы Николая Гоголя, решил найти в ней те смыслы и коллизии, ассоциации и фантомы, которых до него никто никогда не находил. И все это он перенес в современную Грузию, в Тбилиси, заставив удивляться и недоумевать от того, насколько глубока классика, и то, что он делает.

Автандил Варсимашвили - худрук и режиссер театра
© Sputnik / Alex Shlamov
Автандил Варсимашвили - худрук и режиссер театра

"О, Господи! Ну что нового можно найти в Гоголе?" - скажете вы. И так думали десятки педагогов-русистов, спешащих на премьеру "Шинели" в Грибоедовский театр, а вместе с ними ученики и студенты, неровно дышащие к литературе и мистическому миру Гоголю. Но "варсимашвилевская" мистификация, которую он, как колобка, испек, щедро приправив символическими специями, привкусом злободневности и изрядной долей сатиры и юмора, однозначно стоит внимания.

Во-первых, замечательное решение - ввести в спектакль ватагу ряженых, скоморохов, если хотите "берикеби". Эти люди в бродячих костюмах и масках животных - участники народных гуляний, пений, шумных плясок, шуток, фокусов и всяких театрализованных обрядов и игрищ, создающие неповторимую атмосферу праздника и трагедии одновременно. Они то глумливо потешаются над Акакием Акакиевичем, то с неподдельным драматизмом оплакивают его.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

Ведь эти ряженные в "Шинели" не случайно. Через них Варсимашвили показал социальную сатиру на все, что происходит сегодня вокруг нас. Разве лично мы, вы и все наше окружение - не актеры в разных масках, то черным юмором наполняющие свои будни, то насильно улыбающиеся, то в миг тоскующие по тому, что нам не дано?

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

Второе оригинальное решение - сделать главным героем не одного Башмачкина, а всех и каждого. В спектакле грибоедовцев важен каждый актер и каждая реплика, каждый взгляд и жест, крик или молчание. Поэтому важным становится не только исполнитель главной роли Аполлон Кублашвили, но и Иванэ Курасбедиани, поражающий своим комедиантским талантом, а также роскошная игра Арчила Бараташвили и Михаила Арджеванидзе, и даже рассказчица Людмилы Артемовой-Мгебришвили, и все-все остальные. Каждый в этом оркестре незаменим и звучит уникально.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

Более чем органично живет в спектакле музыка, как будто струнами томной виолончели и деревянными ложками отбивающая наш короткий век, и на протяжении всей постановки держащая зрителя в саспенсе.

И, наконец, как бонус спектакля - самая красивая, изящная и самая пикантная перчинка - женщина. Женщина, которая живет в шинели, и шинель, которая живет в голове Акакия Акакиевича. Именно этот прекрасный женский образ, свою мечту и мираж счастья Башмачкин видит во сне и наяву. С ней он бредит о своем единственном удовольствии, писательстве, в только ему ведомом наслаждении выводя буквы на языке тела, а значит на языке любви. И чего только стоят рыдания из уст этой женщины-шинели (мастерски исполненной Мариам Кития), когда ее разлучают с Акакием Акакиевичем. Все разлуки мира в этот момент, в этот миг не годятся в подметки этой сцене, самой мучительной и красивой.

Спектакль Шинель в театре Грибоедова
© Sputnik / Alex Shlamov
Спектакль "Шинель" в театре Грибоедова

И, наконец, последнее: Автандил Эдуардович очень осторожно, почти на уровне шестого чувства создал в "Шинели" пародию, шарж на привычную модель театра, на то, от чего веет нафталином и зевками. Он оживил театр, вдохнул в него новое дыхание, заставил зрителей смеяться и сопереживать с первой же минуты спектакля. А еще, через гротеск, через все уродливо-комическое, он поставил во главу угла нашу главную проблему - дефицит любви. Сказал нам: зачем обижать друг друга, если можно любить? Так что - это спектакль о любви и внимании, которых абсолютно всем нам в какой-то дозе так не хватает в жизни.

Темы:
Культурная жизнь Грузии (951)
Теги:
Тбилиси, Театр Грибоедова


Главные темы

Орбита Sputnik