Пост 17 Тамуза – день бедствий в истории еврейского народа

© Sputnik/Levan AvlabreliСинагога в Тбилиси
Синагога в Тбилиси - Sputnik Грузия
Подписаться
17 Тамуза - один из четырех постов, во время которого евреи скорбят по трагическим событиям в истории народа после исхода из Египта и в эпоху Храмов. В истории еврейского народа - это день бедствий.

В 2016 году эта дата совпала с Шабатом, поэтому пост перенесли на следующий день – на воскресенье, 24 июля (на 18 Тамуза по еврейскому календарю).

Поститься в субботу можно только один день в году — в Йом Кипур, что переводиться с иврита как "День Искупления", который в этом году отмечается 12 октября. 

Тамуз — четвертый месяц еврейского календаря при отсчете от исхода из Египта и десятый при отсчете от сотворения мира. Название происходит от имени вавилонского бога, упоминаемого в книги Иезекиля.

С поста 17 Тамуза начинаются три траурные недели – этот период называется "Бейн гамецарим", что в переводе означает "в теснинах", который завершится еще одним строгим постом 9 Ава (в этом году — 13 августа). Это период печали, потому что на протяжении всей истории Израиля именно на эти дни выпадали самые тяжелые испытания.

© Sputnik/Levan AvlabreliСинагога в столице Грузии
Синагога в столице Грузии - Sputnik Грузия
Синагога в столице Грузии

История бедствий

По преданию, во время потопа именно 17 Тамуза Ной послал из ковчега на землю голубя — проверить, ушли ли воды. Но голубь не нашел "пристанища для своей ноги". Так и народ Израиля, который уподобляется в Торе голубю, не может найти себе пристанища в этот день.

В 1313 году до нашей эры, в год Исхода из Египта, всего через сорок дней после получения Торы на горе Синай, евреи сделали золотого тельца, совершив тяжкий грех идолопоклонства. А 17 Тамуза Моисей, спустившийся с Синая со скрижалями Завета, увидев литое изваяние тельца и евреев, пляшущих вокруг него, не смог удержать скрижали в руках — они упали и разбились.

И хотя Моисей все же сумел вымолить у Бога прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым днем, так как грех не был искуплен полностью.

Почти через девять столетий сыны Израиля, жившие в Земле Обетованной, снова отступили от заповедей, забыли Тору — они поклонялись идолам и проливали человеческую кровь. И то, и другое — прямое нарушение заповедей.

В 425 году до нашей эры Иерусалим был осажден вавилонской армией, а 17 Тамуза прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме — невозможно было доставлять жертвенных животных. Это было признаком надвигающейся катастрофы. В 423 году до нашей эры был разрушен Первый Храм, потеряны земля и свобода.

В этот же день в 165 году до нашей эры Апостомос, наместник царя Антиоха, сжег Тору, поняв, что самый верный путь поработить евреев — это нанести удар их духовному достоянию. Сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.

В этот день в Храме водрузили статую идола. По одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостомоса. Согласно версии Иерусалимского Талмуда, это совершил царь Иудеи Манассия, который правил в эпоху Первого Храма и прославился тем, что "затопил Иерусалим невинной кровью" и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.

В этот же день в 68 году нашей эры, после полугодичной осады, римская армия разрушила стены Иерусалима и начались бои на улицах города, в ходе которых убили около миллиона евреев и разрушили Второй Храм. И вновь за поражением последовало изгнание.

Это лишь самые известные из мрачных событий, происходивших в этот день на разных этапах истории еврейского народа.

Пост

Пост начинается с рассвета с покаянных молитв слихот (просьбы о прощении), написанных специально для этого дня, и длится до появления звезд. Все это время нельзя пить и есть.

Глубокий смысл всех постов в том, чтобы провести анализ бедствий, происшедших с народом, осознать их причины, что приведет к исправлению и к возвращению на путь Торы.

В науке каббале говорится, что все приходящее в материальный мир спускается из духовных корней. Разрушение Храмов на земле является следствием разрушения единой души, которая называется духовным Храмом.

После падения Второго Храма евреи вышли в самое тяжелое и длительное изгнание, все дальше отдаляясь от корней, и друг от друга.

"В теснинах"

Во все дни "Бейн гамецарим" принято соблюдать особую осторожность, например, не посещать опасные места, такие как бассейны, пляжи, экстремальные, туристические мероприятия и так далее. Рекомендуется не проводить в период этих трех недель операции и другие виды медицинского вмешательства, которые можно отложить.

С 17 Тамуза по 9 Ава накладываются еще и иные ограничения на то, что вызывает радость и удовольствие, причем строгость запретов возрастает с приближением к последнему дню.

Законы и обычаи

В этот период не устраивают свадьбы. Разрешено совершать помолвки и устраивать по этому поводу трапезы, но только до 1 Ава (в этом году — 5 августа).

© photo: Sputnik / StringerТора
Тора - Sputnik Грузия
Тора

Не слушают музыку и не играют на музыкальных инструментах. Еврей-музыкант ради заработка имеет право играть для неевреев — до 1 Ава.

Начиная с 1 Ава, не едят мясо и не пьют вино. Исключение составляют субботние трапезы и трапезы, которые устраивают в честь исполнения заповеди.

С 1 по 9 Ава не стирают одежду и не надевают чистую, пусть и выстиранную заранее (в честь субботы разрешается переодеться в чистое белье и праздничную одежду). Не покупают и не шьют новую одежду, даже у портного-нееврея.

Не стригутся сами и не стригут кого-либо, даже маленьких детей. В последнюю перед 9 Ава неделю не стригут ногти.

С началом месяца Ава вступают в силу дополнительные ограничения. В эти дни не строят здания, предназначенные для развлечений, а частное строительство продолжают лишь в случае острой необходимости.

Не переезжают на новую квартиру. Если еврей ведет тяжбу с неевреем и предстоит судебное разбирательство, он должен постараться, чтобы суд отложили до окончания месяца Ава или, в крайнем случае, до 11 Ава (в этом году — 15 августа).

Самым траурным для евреев днем считается 9 Ава — единственный день в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору (ведь изучение считается источником радости).

В этот день запрещено как есть, так и пить. В синагогах — полумрак и необычная тишина, потому что в этот день все говорят вполголоса, как разговаривают в доме, где лежит покойник. Снят занавес с ковчега, в котором хранятся свитки Торы, люди не приветствуют друг друга, не пожимают рук, не улыбаются.

После вечерней молитвы верующие садятся на низкие скамейки или на пол и слушают горестную песнь о Иерусалиме из книги "Эйха" (Плач Иеремии), а затем читают поэтические отрывки из "Кинот", полные скорби о разрушении Храма и бедствиях, постигших после этого еврейский народ.

В этот день не умываются, а утром моют только пальцы и протирают ими глаза. Нельзя смеяться, веселиться, надевать кожаную обувь. Запрещена супружеская близость.

Лента новостей
0