В этот день на территории поместья прошла церемония подписания заключительного акта, в результате которого шато Левиль вновь стал частью Грузии.
Что такое Левиль?
Но что такое поместье Левиль и какова его история? Согласно историческим источникам, поселок под названием Левиль во Франции упоминался с XV века, хотя существовал и раньше под другим названием и принадлежал разным владельцам.
История Левильской грузинской усадьбы начинается с 1921 года. Тогда, после установления власти большевиков, правительство Грузинской демократической республики нашло убежище во Франции. В марте 1921 года грузинское правительство под руководством Ноэ Жордания поселилось в Париже. А вскоре им была приобретена маленькая усадьба, которая должна была стать убежищем грузинским политическим беженцам и после освобождения Грузии остаться ее собственностью.
Была создана комиссия из семи членов, представителей разных политических партий Грузии — социал-демократической, национал-демократической и социал-федералистской. В состав комиссии вошли: председатель национального правительства Ноэ Жордания, министр Внутренних дел Ноэ Рамишвили, посол Грузии во Франции Акакий Чхенкели, министр внутренних дел Грузии, национал-демократ, профессор Эквтиме Такаишвили, министр иностранных дел Грузии Евгений Гегечкори, министр финансов Грузии Константин Канделаки и лидер партии социал-федералистов Грузии Самсон Пирцхалава.
Совместно комиссия разработала концепцию завещания и подписала его. Согласно завещанию, усадьба, купленная на средства Грузинской демократической республики, являлась ее собственностью. Имелась в виду земля – приблизительно пять гектаров, жилой дом, хозяйственные здания, мебель, инвентарь и все другое, что находится в указанной усадьбе, "кроме тех предметов, которые приобретены на собственные средства квартирантов".
Что касается самого поместья Левиль, то это старинное двухэтажное здание в стиле эпохи Людовика XIII, огороженное старинной оградой. Оно стоит на территории с вековыми липовыми аллеями, садами и огородами. Большой зал на первом этаже Шато занимает салон, его стены украшают портреты известных политических и государственных деятелей Грузинской демократической республики. Здесь же хранится оригинал акта провозглашения независимости Грузии от 26 мая 1918 года.
Вокруг Левиля расположены небольшие жилые домики, где и проживали те самые "квартиранты". В частности, там в разное время жили представители грузинского правительства Ноэ Жордания, Ноэ Рамишвили с семьями, Эквтиме Такаишвили с женой Нино Полторацкой-Такаишвили и многие другие.
Фигура Такаишвили, кстати, является ключевой и весьма важной частью в истории усадьбы Левиль и истории Грузии в целом. Эквтиме Такаишвили был историком, археологом и общественным деятелем. После Февральской революции занялся политикой, принимал активное участие в создании Национально-демократической партии Грузии и в 1919 году был избран на должность заместителя председателя в Учредительном собрании Грузинской Демократической Республики.
После ввода на территорию Грузии красной армии, Эквтиме вместе с правительством Ноэ Жордания уехал в эмиграцию во Францию. А в то время, как известно, с собой правительство Грузинской Демократической Республики забрало казну и все экспонаты грузинской материальной культуры. Материальные ценности, хранившиеся в 39 огромных ящиках, были доставлены сначала в Марсель, а потом в один из банков в Париже. Несмотря на то, что официально владельцем казны было правительство в изгнании, фактически владел всем Эквтиме Такаишвили. Именно благодаря усилиям этого человека все эти ценности остались в целости и сохранности. Потому что, несмотря на постоянные попытки различных европейских музеев приобрести части грузинских сокровищ и крайние экономические трудности, Эквтиме не продал ни одного экспоната.
Такаишвили охранял коллекцию Грузии до 1933 года, когда Лига Наций признала Советский Союз и посольство правительства Грузии в Париже было упразднено и преобразовано в "Грузинский офис". Казна перешла во владение французского государства. В 1935 году Такаишвили призвал французское правительство передать сокровище Грузии, но только после окончания Второй мировой войны, в ноябре 1944 года, он смог привлечь внимание посла СССР в Париже, Александра Богомолова. Делу возвращения коллекции грузинских сокровищ на родину помогли также хорошие отношения между Иосифом Сталиным и генералом Шарлем де Голлем. Сам Такаишвили, вернувшись в Грузию, окончил свои дни под домашним арестом в 1953 году. Впоследствии Эквтиме Такаишвили был канонизирован в Грузии.
В 1924 году, после следующего крупного антисоветского восстания в Грузии, новая волна грузин вынуждена была присоединиться к политическим эмигрантам 1921 года. Еще одна волна грузинских эмигрантов образовалась в результате Второй мировой войны. Так Франция стала для грузин самым большим убежищем, и многие попали именно в Левиль.
Хроника передачи Шато Левиль
Переговоры об официальной передаче Франции поместья Левиль Грузии начались с 1991 года — то есть практически они ведутся все 25 лет. Но впервые об этом было заявлено вслух в 2004 году, когда Совет попечителей Левиля, то есть потомки членов правительства первой Грузинской Демократической Республики, эмигрировавшего во Францию в начале прошлого века, приняли решение передать поместье в собственность Грузии.
В июне 2008 года тогдашний глава Грузии Михаил Саакашвили получил из Франции от Совета попечителей Левиля письмо, которое зачитал на съезде возглавляемой им партии "Единое национальное движение".
"Мы никогда не считали Левиль нашей собственностью. По решению первого правительства Грузинской Демократической Республики, мы лишь временно владели поместьем до восстановления независимости нашей родины. Желание Акакия Чхенкели (министр иностранных дел в первом правительстве Грузинской Демократической Республики) было вернуть поместье грузинскому народу только тогда, когда Грузия восстановит все атрибуты, обязательные для демократического, независимого государства, пользующегося уважением международного сообщества. Мы считаем, что вместе с новым правительством Грузии все эти условия были выполнены, поэтому мы снимаем с себя обязательства попечителей и безусловно возвращаем Левиль грузинскому государству", — говорится в письме.
Тогда Саакашвили подчеркнул, что "Ноэ Жордания до конца жизни жил на небольшую пенсию, выделенную правительством Франции, так же как и остальные члены правительства Грузии в эмиграции, несмотря на то, что у них было самое большое поместье в самом привлекательном месте в окрестностях Парижа — Левиль, которое формально принадлежало им, но они решили, что оно должно принадлежать Грузии, так как было куплено на деньги из государственной казны Грузии — такая психология была у этих людей, и мы сейчас сражаемся за утверждение этой психологии".
Через четыре года, в мае 2011 года был подписан очередной меморандум "О передаче Грузии Левильской грузинской усадьбы". Со стороны грузинского правительства меморандум подписал бывший госминистр по делам диаспоры Папуна Давитая, а с французской стороны – управляющая Левильской грузинской усадьбой, председатель ассоциации "Грузинский очаг", внучка председателя правительства независимой Грузинской демократической республики Ноэ Жордания, Ирэн Цицишвили. Тогда же впервые и была озвучена идея открыть в Левиле научно-культурный центр для грузинских магистрантов и докторантов.
Но переговоры и встречи по официальной передаче поместья Грузии продолжились и дальше. И вскоре грузинская сторона предложила совету попечителей Левиля, приурочить передачу поместья к юбилейной дате — 25-летию независимости страны, в 2016 году. Однако по разным причинам церемония передачи поместья была отменена и на этот раз.
Сейчас акт передачи Левиля Грузии был подписан с наследниками пяти семей – пяти членов тогдашнего правительства Грузии: это семьи Жордания, Пирцхалава, Рамишвили, Чхенкели и Гегечкори.
Что будет после передачи Грузии поместья Левиль?
После официальной передачи поместья в руки Грузии, правительство страны планирует создать в шато очаг грузинской культуры и научно-просветительской деятельности. В частности, в Левиле планируется устроить музей, отражающий период, когда там работало правительство Первой Грузинской республики, библиотеку с читальным залом, а также академию, так называемую резидентуру для молодых артистов. Молодежь сможет приезжать в Левиль из Грузии и работать в поместье над своими научными и творческими проектами.
Как утверждает государственный министр Грузии по вопросам диаспоры Гела Думбадзе, все это займет немало времени и денег. По его словам, после процесса передачи поместья, правительством Грузии предусмотрено потратить на этот процесс в течение десяти лет 5,6 миллионов евро. А в случае необходимости сумма будет увеличена.
Но кроме поместья, в Ливиле есть и кладбище Левиль-сюр-Орж (Leuville-sur-Orge), которое находится на территории поместья и где покоится прах сотен эмигрантов. Здесь похоронены видные политические и культурные деятели Грузии. Среди них политики Ноэ Жордания, Евгений Гегечкори, Спиридон Кедия, писатели – Григол Робакидзе, Виктор Нозадзе, Тамар и Акакий Папава, художники – Феликс Варламишвили и Вано Энукидзе, артист итальянского кинематографа Андрэ Рехвия (Андрия Рехвиашвили), ученый Михако Церетели, генералы – Шакро Бакрадзе, Александр Закариадзе, Вано Джапаридзе, поэт Илья Зданевич со второй женой, нигерийской поэтессой Ибиронке Акинсемоин-Зданевич и многие другие.
Однако, по словам посла Грузии во Франции Эки Сирадзе-Делоне, кладбище является имуществом муниципалитета, и, соответственно, его передача, не планируется.
"Здесь не только могилы грузин, но и местных французов. Однако с радостью хочу отметить, что грузинское правительство взяло ответственность за уход за этими могилами, что очень важно для нашего исторического и культурного наследия", — сказала Сирадзе-Делоне "Эху Кавказа".
И, действительно, сельское кладбище Левиля разделено на две части: левая сторона принадлежит сельскому кладбищу, а правая является грузинским братским кладбищем. И здесь есть одна довольно красноречивая деталь – на одной из могил грузинского эмигранта Николоза (Коки) Дадиани высечена эпитафия: "Даже кости думают о Грузии".