С добрым утром!
Какие у вас планы на нынешний день? Я вот допиваю утренний кофе – на сей раз это кофе. Потом отправлюсь пешком к Куре. Гулять по жаре безумие, я и не собираюсь. У меня другая цель — неторопливо проследую к парку имени 9 апреля и молча постою перед памятником Анатолию Собчаку.
В знак признательности.
Вы тоже присоединяйтесь. И не потому, что ощутившие вкус свободы люди выбрали и делегировали его на первый съезд народных депутатов. Не потому, что доверили пост мэра Ленинграда. Хоть он и добился возвращения этому прекрасному городу его исконного названия Санкт-Петербург, от Грузии все это слишком теперь далеко.
Кстати, на 10 августа Интернет пестрит сообщениями даже не очень "круглыми". Вениамин Смехов, Антонио Бандерас, Джастин Тери, известный (как видите, понадобилось пояснение) по фильму "Американский психопат", Генри Нестле….
Имя Собчака в пояснениях, думаю, не нуждается, но обнаружить его мне удалось лишь на парочке сайтов. Упомянули вскользь.
Обидно? Несправедливо?
Возможно, что так. Однако посмотрим с другого ракурса. Добросовестно верша дела, всегда многим рискуешь. Как это ни банально, политика действительно есть искусство возможного, а романтики, идущие в первых рядах, всегда рвутся к невозможному. Напористо, без оглядки, часто, ошибаясь, подставляя себя. Хотя только благодаря им мир и меняется.
Да и памятник кремлевскому постпреду ни с того ни с сего в Грузии бы не воздвигли. А Анатолий Александрович в Тбилиси прилетел именно из Москвы. Возглавлял депутатскую комиссию, расследовавшую события 9 апреля 1989 года.
Вряд ли имеет смысл касаться подробностей этой трагедии, они хорошо известны. Да и Собчак, наверное, не герой, а политик. Важно, что он сумел не поддаться нажиму и, вернувшись, представил независимые выводы. Не его вина, что никто так и не был наказан.
Собчака я случайно увидел в здании ЦК Компартии Грузии. Кажется, в день его приезда в Тбилиси. К тому времени страна уже знала его в лицо, и я запомнил момент. Анатолий Александрович неуверенно шел по коридору с большим коричневым портфелем, похожим на пирамиду – эдаким атрибутом сотрудника совкового учреждения или научного работника. Был он по-питерски выбрит до синевы и слегка смущен. Видимо, еще не приноровился к анналам власти.
Потом, в середине 90-х, о нем стали писать разное. Поливали грязью. Обвиняли в коррупции (во что я лично не верю). Ругали за заграничные вояжи и организацию пышных банкетов (это, в принципе, допускаю, хоть и не берусь судить, что было у него на уме и на сердце).
Время бурных реформ и ярких самородков быстро заканчивается. На смену им приходят люди, более сдержанные и расчетливые. В лучшем случае, они не станут рисковать своей карьерой. Я это понял после того, как Анатолий Александрович неожиданно проиграл гонку за пост губернатора Ленинградской области.
В Грузии принято ценить внимание и уважение к достоинству нации. В глазах тбилисцев и всех наших граждан Анатолий Александрович Собчак теперь уже навсегда останется человеком мужественным и принципиальным. Его образ ассоциируется с теми, кто не побоялся в переломное время возвысить голос в пику очень и очень многим.
Не удивляйтесь, если увидите сегодня у его памятника букеты свежих цветов.
Успешного вам дня!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.