Гости могли попробовать не только уже полюбившийся всем хачапури с саперави, но и малоизвестный грузинский виски с джонджоли.
Корреспондент Sputnik Алена Савельева побывала на площадке "Фуд Сити" и узнала, как грузинским производителям попасть на российский рынок, какие национальные продукты скоро могут появиться в московских магазинах и почему павильон "Грузия" станет новым местом для бизнес-переговоров между двумя странами.
12 сентября в агрокластере "Фуд Сити" вместе с павильоном "Грузия" свои двери распахнули представители Армении, Болгарии и Мордовии. Открытие площадок стало частью проекта Евразийского делового союза. На данный момент в агропромышленном комплексе уже функционируют 26 павильонов, в которых представлена национальная продукция разных стран и регионов. По словам организаторов, "Фуд Сити" является крупнейшим агрокластером не только России, но и Европы. На территории оптово-розничного продовольственного центра реализуется до 70% овощей и фруктов и более 25% мясной продукции, которые потребляет Москва и Московская область.
Виктор Камболов, председатель правления "Евразийского делового союза": "Наша организация является неполитической и некоммерческой. Основная задача – это бизнес-интеграция между странами Евразийского экономического союза и их партнёрами, хотя география нашего проекта уже давно вышла за рамки этой зоны. Отношения представленных стран будут выстраиваться не только с российской стороной, но и между собой, невзирая на то, что площадка находится в РФ. У нас уже есть положительный опыт реальных контрактов, которые заключаются между странами, не касающихся России. В ближайшее время подобные площадки планируется открыть в Китае, Индии, Индонезии, Казахстане, Южной Африке и в одной из европейских стран".
Выставочные павильоны под эгидой "Евразийского делового союза" расположились на втором этаже "Фуд Сити". Каждый из них выдержан в национальном стиле своей страны или региона. Грузинскую площадку можно заметить издалека – большинство полок заставлено вином и чачей, а в конце зала, рядом с чохой, висит чурчхела. Если половина продуктов, встречающихся в павильоне, знакома российскому потребителю, то про бренды этого не скажешь. Нет привычного "Боржоми", "Натахтари" или "Набеглави". Однако именно в этом и заключается особенность выставки – открыть российскому рынку новые имена.
Павильон "Грузия" — это своеобразный гастрономический тур по стране, где все можно продегустировать и приобрести. Кроме привычных сулугуни, чурчхелы и красного вина, здесь встречается много другой продукции. В первую очередь, это соки, домашние компоты и сиропы для приготовления лимонада. Последний интересен тем, что напоминает знаменитый газированный напиток Лагидзе, по которому москвичи ностальгируют еще с советских времен.
В наличии также много алкогольной продукции: вино, чача и… грузинский виски, вкус которого отличается особой мягкостью по сравнению с шотландскими марками. Что касается грузинского вина, то у новых производителей есть все шансы занять свою нишу на российском рынке, так как сегодня на нем представлены, в основном, заводские напитки нижнего сегмента, нацеленные на массовое распространение. Кроме того, большая доля импорта приходится на красные полусухие вина, в то время как Грузия специализируется на белых сухих.
Рядом с вином расположилась полка с грузинскими закусками, приправами и специями. Аджика, ткемали, сацебели — соусы, которые можно встретить в любом грузинском ресторане Москвы, но очень редко в магазине или супермаркете. Интерес гостей также вызвали грузинские консервы в виде лобио, овощной закуски, джонджоли и других блюд. Не обошлось и без сулугуни – соленый, копченый, фермерский – на любой вкус. Отдельно стоит отметить чайную полку с разнообразными заварками, вареньем и орехами.
По задумке организаторов, павильон "Грузия" должен стать маленьким отражением страны с ее культурой, кухней, модой и туризмом. Уже сейчас на площадке можно увидеть ювелирные украшения в технике минанкари и дизайнерские сумки, выполненные грузинскими мастерами. За концепцию отрывшегося пространства отвечает целая команда во главе с Давидом Цецхладзе, который присутствовал на мероприятии и с радостью согласился пообщаться с корреспондентом Sputnik.
- Давид, вы президент "Фонда возрождения Российско-Грузинских отношений", почему решили заняться бизнес-направлением?
— Мы давно искали такую площадку, где могли бы реализовать проект, охватывающий экономические, социальные и гуманитарные вопросы. Платформа "Евразийского делового союза" показалась нам отличным вариантом. Сегодня наш павильон — это не только торговля, но и популяризация грузинских производителей и брендов, развитие туризма, привлечение инвестиций из России в Грузию. Что касается бизнеса, то "Фуд Сити" — это большие товарообороты и возможность для грузинских производителей выйти на экспорт.
- Расскажите о концепции грузинского павильона.
— Площадка делится на несколько частей: фермерская продукция (сыры), которую наши партнеры из "Грузинского экспортного центра" закупали в разных регионах страны, затем идут продукты питания и напитки от заводских производителей и, наконец, одежда и украшения грузинских дизайнеров. В ближайшее время мы также запустим проект по туризму. В планах проводить не только дегустации и переговоры, но и круглые столы, конференции и форумы по привлечению инвестиций. Статистика показывает, что россиянам все больше и больше интересна Грузия, что дает нам возможность продвигать это направление.
- Как всё-таки грузинским производителям попасть на российский рынок?
— Павильон "Грузия" дает возможность любому бренду зайти на эту площадку и предоставить свои образцы продукции, если они соответствуют нашим стандартам. А мы в свою очередь организовываем дегустации и презентации этих товаров и знакомим с ними ритейлерские и дистрибьюторские компании.
У нас есть отдел по таможенным делам, отдел логистики и отдел менеджмента и маркетинга, мы от А до Я предлагаем все наши услуги грузинскому производителю и содействуем в развитии непосредственно до заключения контракта. Деньги за участие мы не берем, нам очень важно, чтобы в России узнали о тех грузинских производителях, которые здесь еще неизвестны. Сегодня в Грузии достаточно молодых брендов, выпускающих интересные и качественные товары, но которым не хватает места на рынке.
На данный момент в российских магазинах не так много грузинской продукции. Основная доля импорта приходится на минеральные воды и алкоголь, чуть реже встречаются лимонады и соусы, а вот купить настоящий сулугуни именно грузинского производства – практически невозможно. Однако ввоз товаров стремительно увеличивается, поэтому вполне вероятно, что скоро продукция из павильона "Грузия" переместится на полки российских магазинов и супермаркетов.