20:38 22 Июня 2018
Прямой эфир
  • EUR2.8357
  • 100 RUB3.8519
  • USD2.4579
Грузинская железная дорога, поезд

Грузинская железная дорога: прошлое и настоящее

© courtesy by Georgian Railway
Обзоры
Получить короткую ссылку
Экономика Грузии (361)
3698132

Грузинской железной дороге исполнилось 145 лет

Грузинская железная дорога является одной из важнейших частей Евроазиатского транспортного коридора и кратчайшим путем, связывающим Европу с Центральной Азией.

Идея связать два континента железнодорожным транспортом появилась в 30-х годах XIX века, а ее осуществление началось в 1865 году. В 1871 году по участку Поти-Квирила (ныне Зестафони) проехал первый поезд. А 10 октября 1872 года из Тбилиси в Поти прибыл первый поезд. Именно эта дата считается днем рождения грузинской железной дороги.

ბორჯომის მატარებელი
Боржомский поезд
Общая протяженность железнодорожной линии на территории Грузии составляет более 2 тысяч 344 километров. Из-за сложного рельефа понадобилось строительство многочисленных искусственных инженерных сооружений, количество которых превышает 3,7 тысяч единиц.

Этапы развития

После запуска первого поезда, строительство Грузинской железной дороги началось быстрыми темпами. В 1877 году построили ответвление Риони-Кутаиси, в 1883 году — Самтредия-Батуми, в 1887 году – Риони-Ткибули, а в 1895 году — Зестафони-Чиатура.

В сентябре 1890 года завершилось строительство Ципского двухпутного тоннеля, который считается уникальным сооружением даже на сегодняшний день.

მგზავრები ლანჩხუთის რკინიგზის სადგურზე მატარებლის მოლოდინში
Пассажиры на железнодорожной станции в Ланчхути в ожидании поезда
Вторым этапом строительства Грузинской железной дороги считается линия Тбилиси-Баку, которая вступила в эксплуатацию в 1883 году. Линия Тбилиси-Баку — это часть Евроазиатского коридора, запуск которой позволил экспортировать азербайджанскую нефть из порта Батуми на мировой рынок по Черному морю.

Далее, в 1899 году Грузия связалась железнодорожным путем с еще одним соседом – с Арменией.

Строительство участка Сухуми-Адлер, который связал Грузию с Россией, началось еще во время Второй мировой войны. Строительные работы завершились в 1949 году. На данном этапе железнодорожное сообщение между Грузией и Россией приостановлено – в 1993 году Грузия потеряла контроль над Абхазией.

Строительство единственной узкоколейной железнодорожной линии между Боржоми и Бакуриани началось летом 1897 года и из-за сложных климатических условий длилось четыре года. Сейчас "кукушка" является не только памятником железнодорожной техники конца XIX века, но и захватывающим аттракционом.

მატარებელი ტყიბულში
Поезд в Ткибули
Железнодорожный мост на реке Цемисцкали по дороге из Боржоми в Бакуриани заказали специально во Франции. Его сконструировал проектировщик Эйфелевой башни в Париже — французский инженер Александр Густав Эйфель. В Грузию мост привезли в 1902 году и тогда же запустили первую "кукушку".

В 2016 году поезда полностью обновили, но при этом постарались сохранили первозданный вид.

Обновленный поезд на железной дороге между Боржоми и Бакуриани
Обновленный поезд на железной дороге между Боржоми и Бакуриани

Еще одна важная дата в истории Грузинской железной дороги — 16 августа 1932 года, когда по Сурамскому перевалу проехал первый электровоз. С этого дня начался процесс электрификации железной дороги, который завершился в 1967 году.

ГЖД сегодня

Развитие железнодорожного пути продолжается по сей день. В ближайшем будущем планируется задействование железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК), который находится на финальном этапе строительства. Таким образом, вскоре будет создан новый железнодорожный маршрут, связывающий Европу и Азию.

Пассажирский поезд на железнодорожном вокзале
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Пассажирский поезд на железнодорожном вокзале
Реализация проекта началась еще в 2008 году. А первый тестовый поезд на грузинском участке железной дороги Баку-Тбилиси-Карс прошел в январе 2015 года.

В рамках проекта строится железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК после завершения строительства составит 826 километров.

На сегодняшний день железными дорогами на территории Грузии управляет АО "Грузинская железная дорога". Линия железнодорожных путей с множеством ответвлений пересекает всю Грузию с востока на запад. Ежедневно между городами Грузии курсируют скоростные поезда и электрички.

В собственности "Грузинской железной дороги" поезда, которые отличаются между собой скоростью, комфортом и временами отправки. Так что, пассажиры могут выбрать оптимальный вариант путешествия для себя.

Двухэтажный пассажирский поезд Тбилиси - Батуми
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Двухэтажный пассажирский поезд Тбилиси - Батуми
В 2016 году из Тбилиси в направлении черноморского курортного города Батуми (Аджарская АР) начали курсировать двухэтажные поезда модели Stadler. Всего закупили четыре поезда, которые обошлись ГЖД примерно в 40 миллионов евро.

Высокоскоростные поезда могут доставить пассажиров из Тбилиси в Батуми всего за пять часов.

Доехать из Тбилиси в Зугдиди можно на скоростном поезде. Маршрут с одного конца в другой занимает 5,5 часа.

Из Тбилиси в направлении Батуми и Зугдиди также ходят ночные поезда. Все вагоны оснащены удобными спальными местами, так что пассажиры могут сделать свою поездку более комфортной.

На сегодняшний день действует международное железнодорожное сообщение между Грузией и Арменией и Грузией и Азербайджаном. Международные поезда предлагают стандартное купе, экономный плацкарт и удобный СВ. Поезда останавливаются на границе для таможенного досмотра и паспортного контроля.

Темы:
Экономика Грузии (361)
Теги:
Грузинская железная дорога, Грузия, Железнодорожный транспорт
Правила пользованияКомментарии


Главные темы

Орбита Sputnik

  • Саженцы, фото из архива

    Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана намерено провести масштабную акцию по озеленению Баку и привлечь к этому делу жителей столицы.

  • Смерч в Армении

    На южном берегу Севана было замечено неожиданное для Армении природное явление – смерч.

  • Самолет польской авиакомпании LOT

    Почему самолет польской авиакомпании, выполнявший рейс из Варшавы в Ригу, спустя полчаса после взлета вернулся в аэропорт польской столицы?

  • Супермаркет

    В Литве в последнее воскресенье месяца и по праздничным дням больше не будут работать магазины.

  • Афиша концерта Tere, Pärnu suvi!

    С наступлением астрономического лета курортный город Пярну вступил в права летней столицы Эстонии.

  • Молоко, архивное фото

    Россельхознадзор отменил запрет на поставки молочной продукции из Беларуси – поставки разрешили предприятиям, включенным в "дорожную карту".

  • Министр здравоохранения Елжан Биртанов в ходе поездки в Северо-Казахстанскую область

    Министр здравоохранения Казахстана рассказал о реформах в сестринском деле и вспомнил о том, как работал медбратом.

  • Президент КР Сооронбай Жээнбеков и первая леди Айгуль Токоева на президентской елке в Национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова. Архивное фото

    За каждым успешным мужчиной стоит женщина - Sputnik выяснил, чем занимаются супруги политиков, находящихся у руля власти в Кыргызстане.

  • Кристина Лесник

    Вице-премьер по реинтеграции Молдовы рассказала в эфире радиостудии Sputnik, станет ли нынешний год переломным в отношениях Кишинева и Тирасполя.

  • Селевой поток в Таджикистане

    Европейский союз оказывает помощь пострадавшим от майского наводнения жителям юга Таджикистана.

  • Узбекский болельщик Техрон Тургунов с футболистом Лионелем Месси

    Болельщик из Узбекистана поделился своими впечатлениями от чемпионата мира в России и рассказал, какой матч ему понравился больше всего.

  • Саженцы, фото из архива

    Министерство экологии и природных ресурсов Азербайджана намерено провести масштабную акцию по озеленению Баку и привлечь к этому делу жителей столицы.