18:55 11 Декабря 2017
Тбилиси+ 10°C
Прямой эфир
Грузинская железная дорога, поезд

Грузинская железная дорога: прошлое и настоящее

© courtesy by Georgian Railway
Обзоры
Получить короткую ссылку
Экономика Грузии (147)
2957132

Грузинской железной дороге исполнилось 145 лет

Грузинская железная дорога является одной из важнейших частей Евроазиатского транспортного коридора и кратчайшим путем, связывающим Европу с Центральной Азией.

Идея связать два континента железнодорожным транспортом появилась в 30-х годах XIX века, а ее осуществление началось в 1865 году. В 1871 году по участку Поти-Квирила (ныне Зестафони) проехал первый поезд. А 10 октября 1872 года из Тбилиси в Поти прибыл первый поезд. Именно эта дата считается днем рождения грузинской железной дороги.

ბორჯომის მატარებელი
Боржомский поезд
Общая протяженность железнодорожной линии на территории Грузии составляет более 2 тысяч 344 километров. Из-за сложного рельефа понадобилось строительство многочисленных искусственных инженерных сооружений, количество которых превышает 3,7 тысяч единиц.

Этапы развития

После запуска первого поезда, строительство Грузинской железной дороги началось быстрыми темпами. В 1877 году построили ответвление Риони-Кутаиси, в 1883 году — Самтредия-Батуми, в 1887 году – Риони-Ткибули, а в 1895 году — Зестафони-Чиатура.

В сентябре 1890 года завершилось строительство Ципского двухпутного тоннеля, который считается уникальным сооружением даже на сегодняшний день.

მგზავრები ლანჩხუთის რკინიგზის სადგურზე მატარებლის მოლოდინში
Пассажиры на железнодорожной станции в Ланчхути в ожидании поезда
Вторым этапом строительства Грузинской железной дороги считается линия Тбилиси-Баку, которая вступила в эксплуатацию в 1883 году. Линия Тбилиси-Баку — это часть Евроазиатского коридора, запуск которой позволил экспортировать азербайджанскую нефть из порта Батуми на мировой рынок по Черному морю.

Далее, в 1899 году Грузия связалась железнодорожным путем с еще одним соседом – с Арменией.

Строительство участка Сухуми-Адлер, который связал Грузию с Россией, началось еще во время Второй мировой войны. Строительные работы завершились в 1949 году. На данном этапе железнодорожное сообщение между Грузией и Россией приостановлено – в 1993 году Грузия потеряла контроль над Абхазией.

Строительство единственной узкоколейной железнодорожной линии между Боржоми и Бакуриани началось летом 1897 года и из-за сложных климатических условий длилось четыре года. Сейчас "кукушка" является не только памятником железнодорожной техники конца XIX века, но и захватывающим аттракционом.

მატარებელი ტყიბულში
Поезд в Ткибули
Железнодорожный мост на реке Цемисцкали по дороге из Боржоми в Бакуриани заказали специально во Франции. Его сконструировал проектировщик Эйфелевой башни в Париже — французский инженер Александр Густав Эйфель. В Грузию мост привезли в 1902 году и тогда же запустили первую "кукушку".

В 2016 году поезда полностью обновили, но при этом постарались сохранили первозданный вид.

Обновленный поезд на железной дороге между Боржоми и Бакуриани
Обновленный поезд на железной дороге между Боржоми и Бакуриани

Еще одна важная дата в истории Грузинской железной дороги — 16 августа 1932 года, когда по Сурамскому перевалу проехал первый электровоз. С этого дня начался процесс электрификации железной дороги, который завершился в 1967 году.

ГЖД сегодня

Развитие железнодорожного пути продолжается по сей день. В ближайшем будущем планируется задействование железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (БТК), который находится на финальном этапе строительства. Таким образом, вскоре будет создан новый железнодорожный маршрут, связывающий Европу и Азию.

Пассажирский поезд на железнодорожном вокзале
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Пассажирский поезд на железнодорожном вокзале
Реализация проекта началась еще в 2008 году. А первый тестовый поезд на грузинском участке железной дороги Баку-Тбилиси-Карс прошел в январе 2015 года.

В рамках проекта строится железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК после завершения строительства составит 826 километров.

На сегодняшний день железными дорогами на территории Грузии управляет АО "Грузинская железная дорога". Линия железнодорожных путей с множеством ответвлений пересекает всю Грузию с востока на запад. Ежедневно между городами Грузии курсируют скоростные поезда и электрички.

В собственности "Грузинской железной дороги" поезда, которые отличаются между собой скоростью, комфортом и временами отправки. Так что, пассажиры могут выбрать оптимальный вариант путешествия для себя.

Двухэтажный пассажирский поезд Тбилиси - Батуми
© Sputnik / Alexander Imedashvili
Двухэтажный пассажирский поезд Тбилиси - Батуми
В 2016 году из Тбилиси в направлении черноморского курортного города Батуми (Аджарская АР) начали курсировать двухэтажные поезда модели Stadler. Всего закупили четыре поезда, которые обошлись ГЖД примерно в 40 миллионов евро.

Высокоскоростные поезда могут доставить пассажиров из Тбилиси в Батуми всего за пять часов.

Доехать из Тбилиси в Зугдиди можно на скоростном поезде. Маршрут с одного конца в другой занимает 5,5 часа.

Из Тбилиси в направлении Батуми и Зугдиди также ходят ночные поезда. Все вагоны оснащены удобными спальными местами, так что пассажиры могут сделать свою поездку более комфортной.

На сегодняшний день действует международное железнодорожное сообщение между Грузией и Арменией и Грузией и Азербайджаном. Международные поезда предлагают стандартное купе, экономный плацкарт и удобный СВ. Поезда останавливаются на границе для таможенного досмотра и паспортного контроля.

Темы:
Экономика Грузии (147)
Теги:
Грузинская железная дорога, Грузия, Железнодорожный транспорт
Правила пользованияКомментарии


Главные темы

Орбита Sputnik

  • Обручальные кольца

    Значительная часть новорожденных, получивших инвалидность в Азербайджане, появляется на свет в результате родственных браков и раннего замужества.

  • 5-й Саммит Восточного партнерства в Брюсселе

    Власти Армении шагом в сторону Евросоюза послали российским элитам конкретный сигнал, считает эксперт.

  • Владимир Бузаев

    Почему четверть века назад "цитадель расизма переместилась из Кейптауна в Ригу", рассказал сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Владимир Бузаев.

  • Вильнюсский университет с траурными лентами на окнах

    На окнах факультетов истории и философии Вильнюсского университета появились черные траурные ленты в знак того, что высшее образование в стране можно хоронить.

  • ДТП, иллюстративное фото

    В Эстонии за два месяца в ДТП попадает второй министр – на сей раз в аварию угодил Министр здоровья и труда Евгений Осиновский.

  • Вход в здание министерства иностранных дел Республики Беларусь, архивное фото

    В первой половине 2018 года Беларусь и Евросоюз намерены подписать документ, определяющий приоритеты партнерства.

  • Пульт дистанционного управления от телевизора

    Мининформ Казахстана и Минсвязь России договорились в вопросе ретрансляции российских телеканалов на территории республики.

  • Салон праворульного авто. Архивное фото

    В Кыргызстане перед наступлением нового года вновь идут разговоры, что такси с правосторонним расположением руля запретят с 2018 года.

  • Тюльпаны

    Профсоюзы Молдовы выступили против отмены выходных дней – 8 Марта и 1 Мая, предложенной Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты.

  • Молоток судьи, архивное фото

    Щербинский суд Москвы признал виновными пятерых граждан Таджикистана – фигурантов дела о массовых беспорядках на Хованском кладбище.

  • Абдулгадир Машарипов

    В Турции начинается суд над "стамбульским стрелком" – узбекистанцем Абдулгадиром Машариповвым, совершившим теракт, жертвами которого стали 39 человек.

  • Обручальные кольца

    Значительная часть новорожденных, получивших инвалидность в Азербайджане, появляется на свет в результате родственных браков и раннего замужества.

  • 5-й Саммит Восточного партнерства в Брюсселе

    Власти Армении шагом в сторону Евросоюза послали российским элитам конкретный сигнал, считает эксперт.

  • Владимир Бузаев

    Почему четверть века назад "цитадель расизма переместилась из Кейптауна в Ригу", рассказал сопредседатель Латвийского комитета по правам человека Владимир Бузаев.

  • Вильнюсский университет с траурными лентами на окнах

    На окнах факультетов истории и философии Вильнюсского университета появились черные траурные ленты в знак того, что высшее образование в стране можно хоронить.