Когда вы гуляете по Тбилиси, что первое бросается в глаза? Большое количество туристов разных национальностей или красота города? Оба ответа – неправильные. А верный – огромное… нет, нескончаемое количество такси.
Многие годы любой желающий, оказавшийся в сложном положении, в любой момент мог стать таксистом в Грузии – достаточно было поставить на машину трафарет с шашечками. И неважно было, что некоторые автомобили просто не предназначены для работы в этой сфере.
Сейчас абсолютно все машины должны будут проходить техосмотр, а желающие работать в этой сфере — вдобавок получить разрешение на "таксование".
А что будут делать водители старых машин, ветеранов-иномарок и всяческих "копеек", "жигулей" и "нив"? Чего гадать, подумала я, и решила спросить об этом самих водителей "старушек".
Как зарегистрироваться таксистом в Тбилиси>>
Воскресенье. Утро. Сегодня выходной, поэтому сейчас тут все немного медленнее и спокойнее, наверно, пока еще не все пришли. Поворачиваю направо, прохожу через ряд стендов с объявлениями… Тут стекло режут, там продают какие-то трубы, шпатели и другие снасти для ремонта, здесь сортируют покрышки….
А вот и моя героиня. Я вижу, как подъезжает старая, старая машина с трафаретом такси. Движется она вальяжно, гордо, мол, смотрите, я еще могу.
Это черная Волга 3110, выпуска 1996 года. Улыбчивый водитель припарковывает машину, а меня обволакивает туча пыли, устремившаяся из открытого окна – когда-то престижный автомобиль сегодня перевозит стройматериалы.
Водителя зовут Роман Авазашвили, и он охотно рассказывает свою историю, позируя вместе с "подругой".
Поразительно то, что все это Роман говорит будто в шутку, с юмором. Не каждый может говорить о таком улыбаясь.
Роман не согласен с тем, что таксисты должны проходить регистрацию, за что нужно платить деньги. Денег у него нет, кредит взял, а оплачивать не может. "Сколько еще таких кредитов брать, чтобы покрыть один долг, занимая новый? Это простая формула грузинской жизни",- говорит Роман, закуривая сигарету.
Тем временем запыленная "Волга" стоит, будто покорно слушая хозяина, и, если бы она могла, то кивала бы головой, чтобы придать весомости словам водителя. Боковых зеркал у нее нет, одна фара отбита…
"Скажите спасибо, что дверь нормально закрывается и не приходится ее рукой придерживать", — шутит Роман, а собравшиеся вокруг "друзья по службе" дружно хохочут.
"Пока дойдешь до техосмотра, на мою машину, чтобы хотя бы символически подготовиться, нужно потратить где-то 500 лари и то, если хватит. Плюс еще 60 лари за проверку, а машина может и не пройти техосмотр. Хорошо, скажем, потратил я эти 500 лари, прошел техосмотр. На следующий день у меня портится машина – кто будет это проверять? Так что получается, я потратил все эти деньги только ради одного дня?", — задается вопросом Роман.
Обводя взглядом группу людей, которая собралась вокруг, я вижу, что Роман говорит сейчас от лица всех этих водителей. Кто знает, может у кого-то есть история похуже.
"Да и что я здесь зарабатываю? Бывали случаи, когда я просил у друзей денег на бензин, чтобы до дома доехать. Раньше лучше работалось — и за машиной следить мог, и на жизнь так или иначе хватало… А сейчас два месяца уже таблетки не могу купить, вот, езжу с лысыми покрышками, аккумулятор одолженный, только руль мой остался", — посмеивается Роман.
Мы прощаемся, Роман шутит напоследок: "А что, какова, фотогенична же моя машина?". И тут я понимаю, что за время беседы начинаю воспринимать "Волгу" как живое существо. Утвердительно кивая головой, благодарю обоих, направляясь на новые поиски не совсем новых машин.
Долго идти не пришлось, в поле зрения сразу же попалась еще одна "Волга" — старейшая ГАЗ-24. Она была выпущена в 1985 году и с тех пор служит своему хозяину, которого зовут Гогия Сихарулидзе. Человек этот не такой разговорчивый, как мой первый герой, и позволил запечатлеть на фото только машину. Гогие не хочется в сотый раз говорить о своих проблемах, что от этого изменится? Занимается он тем же самым, перевозит клиентов с их тяжелыми стройматериалами.
"У этой "Волги" хоть боковые зеркала есть" — думаю про себя, оглядывая машину, которая старше меня.
Впрочем, наверно, это ее единственное наглядное достоинство. На "макушке" машины виднеется пластмассовый трафарет такси, почти весь расплющившийся под железными креплениями для перевозки груза.
Скорее всего, большинство этих старых машин больше не смогут работать, как и их водители, которые не знают, чем заниматься дальше. Только одни говорят об этом с улыбкой на лице, шутя, в надежде на что-то лучшее, а другие молча, с уставшим взглядом встречают новые проблемы в своей жизни.