Жители улицы Монаха Габриела Салоси в Тбилиси даже представить себе не могли, что однажды станут героями боевика, но не голливудского, а настоящего - со спецназом, террористами и перестрелкой.
Самые громкие преступления в Грузии в 2017 году>>
С того злополучного дня прошел ровно год, но события того времени уже не стереть из памяти, особенно тем, кто стал очевидцем или пережил все это на себе.
Спецоперация по задержанию известного террориста Ахмеда Чатаева и его сообщников длилась почти сутки – с 21 по 22 ноября 2017 года. Велась перестрелка, и время от времени были слышны взрывы. Квартира, в которой находились обвиняемые в терроризме, почти полностью сгорела. Горели и соседние квартиры.
Подъезжая к многоквартирному дому №9, где проходила спецоперация, первое, что бросается в глаза, это работы по укреплению корпуса, которые ведутся по сей день. И хотя с момента спецоперации прошел год, на стенах дома, оконных решетках, лестничных площадках по-прежнему остаются следы от пуль из оружия разного калибра.
Откройте, полиция!
События тех жутких дней хорошо помнит 72-летняя Лидия Бузариашвили. Вечер 21 ноября так бы и остался для нее обычным осенним вечером, если бы не звонок в полночь в соседнюю дверь.
Была половина двенадцатого ночи. Семья Бузариашвили - ее сын, дочь, внук и зять, которая проживает в доме по соседству с тем, где засели террористы, уже готовилась ложиться спать. Но услышав, как кто-то постучался в дверь соседней квартиры, она решила посмотреть в глазок, и увидела людей в полицейской форме.
"Постучались полицейские и сказали: "Откройте дверь, полиция". Соседи открыли, и им сказали, что будет проводиться спецоперация неизвестно в какое время ночи и попросили не выходить на улицу", - поделилась Бузариашвили с корреспондентом Sputnik Грузия.
Полицейские попросили передать эту информацию другим соседям и предупредили, ни в коем случае не выходить на улицу.
"Я так поняла, что полиция в курсе дела, потому что стучали в двери на верхних этажах и предупреждали, чтобы мы не выходили на улицу. После этого, уже никого не выпускали. Спецназовцы охраняли нас всю ночь. Их было очень много", - рассказала Бузариашвили, которая живет на восьмом этаже.
Началось…
Дальнейшие несколько часов была тишина. А к трем ночи, когда Бузариашвили выглянула в окно, увидела, как полиция эвакуирует жителей дома №9. Только потом она узнала, что именно там укрываются террористы.
Первые выстрелы раздались после того, как дом №9 был эвакуирован, не считая обвиняемых. К этому времени спецназ Службы Госбезопасности Грузии (СГБ), а также дополнительные силы МВД полностью оцепили район и контролировали все входы и выходы.
Перестрелка велась всю ночь, с перерывами. При этом пули долетали и до дома Бузариашвили - попадали в стекла окон на лестничных клетках и квартирах.
Бузариашвили и ее семье повезло больше, так как окна ее квартиры выходят на задний двор.
"Стрельба велась периодически - то слабо, то сильно. Я в этих пулях не разбираюсь, но наш корпус дрожал. У них (террористов – ред.) было очень сильное оружие", - поделилась Бузариашвили.
Шпионские игры: отчет Службы государственной безопасности Грузии>>
Ночь с 21 на 22 ноября жильцы этого дома провели лежа на полу, опасаясь шальной пули.
Съемная квартира
Перестрелка между спецназом и террористами продолжилась и утром. Единственный вопрос, который возникал на тот момент – каким образом террористы сумели создать дома целый схрон оружия, которое позволило им столько времени оказывать сопротивление.
"Как они смогли внести столько оружия в здание среди белого дня, я не понимаю?", - сказала Бузариашвили.
Во время спецоперации, когда жильцы были эвакуированы, обвиняемые в терроризме заняли соседние квартиры с той, где они жили до тех пор. Именно поэтому силы МВД и СГБ обстреливать несколько квартир одновременно.
Изначально не было известно, кто они. Лишь после спецоперации Служба госбезопасности сообщила, что ликвидированы Ибрагим Адашев и Асланбег Солтахмадов, а подорвал себя известный в мире преступник Ахмед Чатаев.
Как оказалось, один из террористов долгое время жил на съемной квартире на втором этаже дома №9 вместе с женой и детьми. В день спецоперации у него дома находились четверо сообщников, в том числе Чатаев.
Один из них, Шоайп Борзиев за несколько часов до начала спецоперации вышел на улицу, где его и задержали. А еще один, Руслан Шавадзе покинул квартиру незамеченным. Позже его объявили в розыск и в августе 2018 года задержали в городе Батуми (Аджария).
Плохая квартира
В ходе спецоперации больше всего пострадала квартира №46 на первом этаже, которая связана с верхней квартирой внутренней лестницей. Ее владелица Этери отказалась давать интервью, но кое-что все же рассказала. Например, то, как ее с семьей и других жителей подъезда эвакуировали до начала спецоперации, а уже на следующее утро сообщили, что к ней в квартиру проникли террористы.
"Сначала для меня это был шок, однако потом я смирилась с тем, что от квартиры ничего не останется", - поделилась Этери.
Ей удалось попасть в свою квартиру через несколько недель, когда завершились все необходимые следственные мероприятия.
"Плохая квартира", - сказала Этери коротко.