Корреспондент Sputnik Грузия отправился к грузинским виноделам, чтобы узнать, как они относятся к сложившейся ситуации.
Роспотребнадзор первый раз ввел запрет на поставки грузинского вина в Россию в 2006 году, объяснив это повышенным содержанием в нем пестицидов. Эмбарго сняли только в 2013 году, и уже через год на Россию приходилось более 60% экспорта грузинских вин.
Вот уже пять лет Россия занимает лидирующую позицию в списке стран-импортеров.
Сделано с любовью
"Я хочу сделать Сагурамо еще одной "винной" точкой на карте Грузии", - рассказывает Георгий Гагуа, основатель винной компании Sevsamora Winery.
Колыбелью виноделия в стране считается регион Кахети, также очень востребованы уникальные вина из региона Рача-Лечхуми. А Сагурамо – небольшой поселок совсем рядом с Тбилиси, всего в 30 километрах - это место, которому еще предстоит завоевать популярность.
Местные виноделы планируют выращивать здесь древние грузинские сорта винограда – горули мцване, хихви, киси, чинури, тавквери, шавкапито, данахарули, белый будешури и буза. И Георгий Гагуа - один из тех, кто решил этим заняться.
Георгий показывает мне свои виноградники, которые этой осенью должны дать свой первый урожай – он только начинает свой большой путь винодела. Открытие винного погреба Sevsamora намечено на осень, бизнесмен планирует приурочить это событие к традиционному празднику урожая Ртвели.
С особенной гордостью Гагуа демонстрирует свои так называемые био-виноградники.
"Я уже получил специальный сертификат "био". Это подтверждает то, что мы выращиваем био-виноградники, из которых производим био-вино премиум-класса", - рассказывает Георгий.
Био-вино – вино, произведенное из биологического винограда, то есть выращенного без использования химических удобрений и пестицидов, с применением зеленых и органических удобрений, а также меди и серы.
Среди ухоженных сплетений виноградной лозы благоухают красавицы-розы. И не просто для красоты, подчеркивает Георгий.
"Кто-то думает, что розы высаживают в винограднике, чтобы его плоды были более ароматным, другие говорят о суевериях, а кто-то утверждает, что в винограднике все должно быть прекрасно и розы сажают просто для эстетики!" - смеется мужчина.
На самом деле все намного сложнее - роза выступает в роли "растения-индикатора" различных болезней и недостатков. Розы очень чувствительны и всегда попадают под атаку любого типа болезней и насекомых-вредителей раньше виноградных лоз. В дополнение к этому, по листьям розы можно определить, страдает ли почва от недостатка минералов.
После интересной лекции Георгий приглашает в пока еще не благоустроенный винный погреб. Ведь гостей он здесь ждал не раньше осени. Тут меня встречает стол с бокалами, и я сразу понимаю, что сейчас меня ждет самая приятная часть экскурсии – дегустация вин из экспериментальной пробной партии, из винограда, приобретенного в этом селе.
На мой суд были представлены "Киси", "Чинури" и "Саперави". Выделить какой-то определенный из них очень трудно, ведь каждое необыкновенно по-своему. И я наконец понимаю разницу между настоящим вином премиум-класса и тем, что мы покупаем в супермаркетах.
Слухи об эмбарго
"Лично я буду очень расстроен, если жители России, которых я очень уважаю, не смогут получить тот продукт, которым мы гордимся. Я считаю, что у российского потребителя не должно возникать проблем с тем, чтобы получить хорошее, качественное, грузинское вино. Несмотря на то, что наше производство еще не открылось, конечно же мы рассматривали российский рынок. И сложившаяся ситуация нас обеспокоила", - делится Гагуа.
В винодельческих кругах на сегодняшний день риск повторного эмбарго на грузинскую продукцию – самая актуальная тема обсуждения.
"Если такое и случится, то это сначала будет большой удар, в первую очередь, для крупных компаний", - поясняет коллега Георгия, международный винный эксперт Кети Джурхадзе.
Винный эксперт отмечает, что крупным компаниям придется нелегко, особенно в преддверии Ртвели – сезона сбора урожая, который проходит ежегодно осенью.
"У виноделов началась необоснованная паника ввиду всего происходящего. У всех же есть свой план, свое расписание. Когда, что и куда уходит. Поэтому, в ходе этого первого толчка у всех прихватили нервы, когда по сути речи об эмбарго пока нет", - подчеркнула Джурхадзе.
По словам эксперта, если эмбарго и будет введено, это будет шоком, но в целом рынок устоит. Она напоминает неожиданный эффект первого эмбарго - тогда кризис был сильнейший, но виноделы справились, они вынуждены были резко повысить качество вина, и началось активное освоение новых рынков.
А виноделы тем временем обеспокоены очень сильно.
"Давайте возьмем такой пример – для бизнеса болезненно даже то, если от его продукции откажется даже маленькая по территории страна-сосед. А тут речь идет о многомиллионной стране, которая исторически всегда была потребителем и любителем нашего вина. Это любой бизнес поставит в одну секунду с ног на голову", - говорит Георгий.
Кто будет пить Хванчкару?
Ситуацией особенно обеспокоены и те компании, которые давно работают на рынке. Chrebalos ghvinis marani - небольшая компания, которая специализируется на винах по месту происхождения из высокогорного региона Рача-Лечухуми – Хванчара, Усахелоури, Александроули, Рачули Тетра, Баракони, Твиши.
Выращиванием винограда занимается с 2003 года, а собственным разливом – с 2017 года. С этого же года и осуществляет поставки в Россию.
"Приблизительно в год от нас туда отправляется восемь тысяч бутылок. Мы не являемся низкобюджетным сегментом. Одна бутылка в среднем стоит 9,5 доллара США", - рассказывает руководитель компании Мириан Чигвария.
Небольшая компания ежегодно только от поставок на российский рынок получает прибыль приблизительно в 216,2 тысячи лари (76 тысяч долларов). По словам бизнесмена, вино отправляется также в некоторые страны Европы, Центральной и Восточной Азии.
Главной "фишкой" своей компании Чигвария называет вино Хванчкара, природное темно-рубиновое полусладкое вино. Оно наряду с Твиши и Усахелоури пользуется большой популярностью у российского потребителя. Это уникальное вино, это эндемик, законом Грузии «О контролируемых регионах происхождения вин» от 2010 года название "Хванчкара" включено в список апеласьонов Грузии и не может быть использовано производителями вина за пределами определённого географического региона.
Настоящая Хванчкара производится только здесь и не может быть повторена больше нигде. Помимо уникального микроклимата для выращивания определенных сортов винограда, сама технология уникальна. Виноградный сок бродит вместе с кожицей и косточками в квеври, глиняных кувшинах, закопанных в землю, но из-за низких температур в предгорьях Большого Кавказа, где расположена Рача, насыщенный сахаром виноград сбраживает не полностью, и в вине есть остаточный сахар.
Мириан уверен в качестве производимого продукта и говорит, что, не смотря на высокие российские стандарты и требования, "комар носа не подточит".
"Я прекрасно знаю о строгих требованиях со стороны российской стороны к стандартам грузинского вина, и я их поддерживаю. Потому та же самая Хванчкара делается из дорогого сорта винограда Александроули - он стоит 7 лари за килограмм и существует большой риск его фальсификации. Затем мы приветствуем строгие стандарты проверки, потому что речь идет о нашем престиже", - рассказывает Чигвария.
Вино "Болниси" приравняли к "Хванчкаре" и Цинандали" >>
По словам Чигвария, ежегодно прибыль местного населения от выращивания, сбора и продажи винограда Александроули составляет 10-12 миллионов лари (до 4,2 миллиона долларов), что является очень внушительной цифрой.
"Когда был закрыт рынок, который специализировался на Хванчкаре, цена на виноград была в разы ниже. Вы же сами понимаете, что если не будет спроса, то никому и не нужен будет этот виноград, да и вино покупать никто не будет", - говорит Чигвария.
Если эмбарго все-таки случится вновь, придется много работать над тем, чтобы найти новых импортеров и дистрибьюторов, считает Чигвария. Необходимо приложить максимум сил, чтобы этого не допустить.