ТБИЛИСИ, 15 авг — Sputnik. Уход американской компании Conti International LLC из "Консорциума развития Анаклия" событие не из приятных, но проекту строительства первого глубоководного порта в Грузии не навредит, заявил журналистам генеральный директор Консорциума Леван Ахвледиани.
"Консорциум развития Анаклия" осуществляет строительство первого глубоководного порта в Анаклия (регион Самегрело – Земо Сванети). Его основали грузинская компания TBC Holding и американская компания Conti International LLC. На сегодняшний день в консорциум также входят SSA Marine (США), British Wondernet Expres (Центральная Азия) и G-Star Ltd. (Болгария).
"У Conti в последнее время была пассивная роль. В декабре они покинули наблюдательный совет, они оставались лишь как акционеры. Речь об их уходе шла определенное время. Разумеется, факт не из приятных, но ничего такого не случилось, что может критически навредить проекту", - заявил Ахвледиани.
По словам гендиректора Консорциума, в проект всего было инвестировано 70 миллионов долларов, а доля американской компании в этих вложениях не велика.
Определена компания, которая построит порт Анаклия >>
"Доля их участия в этих инвестициях небольшая, в то время как ее должно было быть больше. Для проекта важен стратегический инвестор - SSA Marine, оператор и стратегический партнер, который становиться акционером порта Анаклия. Это главное", - отметил Ахвледиани.
Для властей уход инвестора стал неожиданностью
Уход крупного инвестора из проекта стало неожиданным для руководителя Агентства развития глубоководного порта Анаклия Давида Джавахадзе. В эфире телеканала Imedi он заявил, что Агентство изучит этот вопрос.
По его словам, с 6 декабря 2018 года компания Conti уже не участвовала в менеджменте Консорциума, также они не принимали участие в переговорном процессе по изменению соглашения с инвесторами, хотя оставались в проекте в качестве крупного акционера.
"В соответствии с инвестиционным соглашением, инвесторы обязаны любую продажу или передачу акций согласовать с правительством Грузии, что не имело место. Исходя из этого, чтобы дать оценку возможных результатах, мы должны получить дополнительную информацию, связаться с Консорциумом и изучить этот вопрос", - заявил Джавахадзе.
США vs Россия/Китай
Эксперт по экономическим вопросам Акакий Цомая в интервью Sputnik Грузия заявил, что заинтересованность США проектом идет на спад.
"Когда такая крупная американская компания покидает Консорциум, это означает, что правительство США снижает свою заинтересованность в этом порту, и это очень плохо", - отметил эксперт.
Помимо этого, в уходе столь крупной компании из проекта Цомая видит политическую подоплеку.
"Это означает, что Россия и Китай, наверно, давят на власти с целью, чтобы проект не состоялся или состоялся с российскими или китайскими инвестициями, чтобы иметь контроль над портом, это результат происходящего", - рассказал Цомая.
Эксперт рассказал и о причинах заинтересованности сторон этим проектом.
"Порт Анаклия сможет принимать большие военные суда, и для России это политический вопрос. А для Китая это очень выгодно экономически. Для Америки же – этот вопрос тоже политический, так как в будущем они как партнер Грузии тоже могут использовать его для своих военных целей. А Россию это не устраивает", - заявил эксперт.
Новый наблюдательный совет
Наблюдательский совет "Консорциума развития Анаклия" в начале августа возглавил президент Торговой палаты США в Грузии Майкл Каугли.
До сегодняшнего дня главой наблюдательного совета "Консорциума" являлся основатель TBC Bank Мамука Хазарадзе, однако после предъявления обвинения в отмывании денег он принял решение покинуть эту должность. Покидает пост в консорциуме и его заместитель Бадри Джапаридзе, который также проходит по этому уголовному делу.
Как тогда заявил Консорциум, Хазарадзе и Джапаридзе не только покинут должности, но и передадут свои доли для управления международному трастовому фонду.
Прокуратура предъявила Хазарадзе и Джапаридзе обвинения в легализации незаконных доходов в размере около 17 миллионов долларов. Речь идет об одной из банковских операций TBC Bank 2008 года. В пятницу Тбилисский городской обсуждает вопрос об избрании меры пресечения.
Что тормозит строительство порта в Анаклия?
На строительство первой фазы порта необходимо более 600 миллионов долларов. Государство пообещало дать кредит в 100 миллионов долларов, а Консорциуму предстоит вложить 120 миллионов своих инвестиций. Остальные 400 миллионов Консорциум должен привлечь от зарубежных инвесторов в качестве кредита.
Что тормозит строительство порта в Анаклия? Консорциум vs правительство Грузии >>
Кредиторы уже найдены, но чтобы окончательно получить деньги, стороны должны закрыть финансовую сделку. И вот с этим возникли проблемы.
Еще в июле текущего года "Консорциум развития Анаклия" распространил заявление, в котором обвинил правительство в создании препятствий для реализации проекта, начиная с осени 2017 года. Консорциум еще раз потребовал от правительства предоставления дополнительных гарантий - страхования коммерческих рисков.
Самым главным требованием является покрытие риска грузооборота. Банки-кредиторы требуют, чтобы государство, с одной стороны, обеспечило бы эти кредиты, а с другой стороны – покрыло бы риск поступления грузов.
По мнению кредиторов, государство должно создать резервный счет, на котором должна быть размещена сумма обеспечения кредита. У государства будет право заполнять этот счет, а если государство не исполнит этого, банки смогут разорвать соглашение, и соответственно после разрыва соглашения всю сумму кредита должно будет покрыть государство.
Правительство со своей стороны заявляет, что не намерено страховать коммерческие риски.
Проект стратегической важности
Тем не менее, власти Грузии возлагают на порт большие надежды, так как он усилит транзитную роль страны, привлечет дополнительные инвестиции и положительно скажется на экономике страны.
Строительство первого глубоководного порта в Грузии началось в декабре 2017 года. В настоящее время ведутся работы по углублению дна.
Старт работы порта намечен на 2021 год. Развитие порта будет осуществляться по девяти фазам.
Первая фаза подразумевает, что после старта порт сможет принять в год 900 тысяч контейнеров. Это не значит, что в первый же год столько грузов поступит в порт, но это будет допустимым объемом, утверждают авторы проекта. Разрыв между первой и второй фазой будет в три-четыре года, а план следующих шагов будет разработан в ходе первой фазы.
По истечении первой и второй фаз, порт Анаклия сможет принимать до 14 миллионов тонн грузов. По расчётам авторов проекта, явью это станет ближе к 2030 году. На осуществление всех девяти фаз понадобится более 50 лет, и к этому моменту порт, по прогнозам Консорциума, сможет принимать свыше 100 миллионов тонн грузов ежегодно.
Общая стоимость проекта - 2,5 миллиарда долларов США.