Как коронавирус проехался по рынку автомобилей Грузии

© Sputnik / Alex ShlamovАвтомобильные пробки на загородних трассах во время снятия ограничений на передвижение между городами
Автомобильные пробки на загородних трассах во время снятия ограничений на передвижение между городами - Sputnik Грузия
Подписаться
Пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения больше всего ударили по малому и среднему бизнесу

Сандро Мгеладзе, Sputnik

В Грузии еще с 1990-х сильно развит импорт автомобилей. И если раньше, до эпохи интернета, люди, занимающиеся этим бизнесом, летели в Германию или другую страну Европы и своим ходом перегоняли авто в Грузию, то в XXI веке все стало намного проще. На выручку пришел интернет – заказываешь автомобиль прямо на сайте, в основном американском или японском, а дальше компания через два-три месяца сама доставляет машину до Поти или Батуми. Остается лишь поехать в порт и забрать автомобиль – если он на ходу, то вообще не проблема.

Производство фундука в Грузии - Sputnik Грузия
Экономика Грузии и импортозамещение – поиск путей выхода из кризиса

Что касается реализации автомобилей, то и здесь схема может быть разной. Чаще всего дилеры продают машины также через интернет или же заранее договариваются с клиентом и выполняют роль посредника. Некоторые, как в старину, ведут машину на авторынок и реализуют ее там. Автомобильный рынок, расположенный в десяти километрах от Тбилиси, самый крупный на Южном Кавказе. Это своеобразный хаб, где покупают машины жители Армении, Азербайджана, России, Казахстана и других стран.

По данным государственной службы статистики Грузии, среди группы товаров в 2019 году экспорт, а точнее реэкспорт автомобилей уверенно занимал первую позицию. Доход составил 686,7 миллиона долларов США, что равно 18,2 процента от всего экспорта. В 2019 году реэкспорт легковых автомобилей вырос на 68,2 процента по сравнению с 2018-м годом. Правда, несколько сократился общий объем импорта автомобилей – примерно на 5,7 процента. Однако в целом картину на рынке авто это снижение значительно не изменило. Покупка и реэкспорт автомобилей до недавнего времени были одной из самых выгодных сфер бизнеса в Грузии. В числе стран–лидеров по закупкам автомобилей из Грузии в последние годы были Армения, Азербайджан, Украина и Россия.

© photo: Sputnik / StringerРуставский авторынок Autopapa
Как коронавирус проехался по рынку автомобилей Грузии - Sputnik Грузия
Руставский авторынок Autopapa

Поскольку пандемия коронавируса и приостановление деловой активности больше всего ударили по сферам, так или иначе связанным с закупками из-за рубежа, импорт автомобилей здесь не исключение.

"Приобрести машину на сайте можно и сегодня, - рассказывает Ираклий Гулордава, который долгое время занимается продажей импортных автомобилей. - Можно и в порт ее доставить, и в Тбилиси перевезти, это все работает, несмотря на ограничения, а вот продать машину потом – это вряд ли. Людям сейчас точно не до этого. Большинство думает о том, как бы выжить в этой ситуации, а машина, как известно, это роскошь, а не только средство передвижения. В хорошие времена иной раз удавалось в месяц три-четыре машины продать. Но сейчас я не думаю о том, чтобы приобрести новую и потом попытаться ее продать", - говорит он.

© Sputnik / Vladimir UmikashviliМашины на проспекте Руставели в Тбилиси
Как коронавирус проехался по рынку автомобилей Грузии - Sputnik Грузия
Машины на проспекте Руставели в Тбилиси

Ситуация в этом бизнесе и так ухудшалась в последние годы, хотя для многих перепродажа машин – единственный источник дохода. Импортеры автомобилей жалуются на то, что два года назад резко возросли пошлины на растаможку автомобилей. Из-за этого выросла цена и упал спрос.

Велосипедисты и байкеры на улицах столицы Грузии во время карантина из-за коронавируса - Sputnik Грузия
Мэр Тбилиси предложил запретить автомобили на 2 дня в неделю

"Я раз в месяц выписывал машину из Японии и продавал в Грузии, - говорит Георгий Двали. - Это была подработка, основная работа у меня другая. Оставалось с каждой машины долларов 300-400, иногда 500. А потом, с 2017 года, выросли пошлины в девять раз на праворульные машины и в три-четыре раза на леворульные. С тех пор больше я машин для продажи не выписывал".

По словам Двали, в связи с пандемией сейчас цены на авто резко упали - примерно на 30-40 процентов, поскольку покупать их некому, ну или почти некому. У большинства людей для этого нет средств.

В довольно-таки сложной ситуации оказался и сервис автомобилей. В Грузии, особенно в Тбилиси, огромное количество профилактик, магазинов автозапчастей. Сейчас почти все они закрыты. Здесь причина конкретно ограничительные меры, введенные правительством. Некоторые профилактики работают, однако сервис, конечно же, далек от того уровня, который был хотя бы два месяца назад. Нет запчастей, поскольку закрыты магазины.

© Sputnik / Alexander ImedashviliЗакрытые магазины автозапчастей на Кутаисской улице близ рынка Элиава
Как коронавирус проехался по рынку автомобилей Грузии - Sputnik Грузия
Закрытые магазины автозапчастей на Кутаисской улице близ рынка Элиава

"Неделю назад пришлось закрыть магазин, - говорит Леван Нозадзе, владелец магазина запчастей. - Сейчас, с 27 апреля, можем торговать онлайн, но объем не тот, что раньше. Надеюсь, ограничительные меры скоро снимут, а то наш бизнес, впрочем как и многие другие, очень серьезно пострадал".

Импортеры автомобилей говорят, что главное – это спрос. А спрос появится сразу же, как пройдет эпидемия, снимутся ограничения и люди снова станут зарабатывать деньги. Пока же образовался некий "заколдованный круг". Машины приобрести можно, но люди не хотят рисковать последними сбережениями в такой непростой обстановке. А деньги заработать на авто сейчас не получается. Поэтому все выжидают. А ведь желающих приобрести хороший автомобиль и в Грузии, и на всем Южном Кавказе всегда было предостаточно.

Лента новостей
0